Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 5 § 5. Крестовый поход в степь 1111г.

§ 5. Крестовый поход в степь 1111г.

 

И все же, несмотря на долго еще продолжающуюся смуту среди князей, ... Мономаху удаюсь добиться главного: Любечский съезд положил начато объединению русских военных сил против половцев. В 1100 г. в город Витичев, неподалеку от Киева, князья съехались вновь, для того чтобы окон­чательно прекратить междоусобицу и договориться о совместном походе против половцев. Зачинщик смуты Давыд был наказан: у него отняли г ород Влади мир-Волынский — Святополк послал туда своего наместника. Лишь после этого Мономах вновь выдвинул свою идею об организации общерус­ских сил против половцев.

Половцы словно почувствовали назревающую угрозу: по их предложе­нию в 1101 г. в городе Сакове состоялся съезд ведущих русских князей и половецких ханов, который рассмотрел отношения Руси со Степью. На этом съезде стороны снова заключили мир, обменялись заложниками. Ка­жется, что это соглашение поставило под вопрос все усилия Мономаха, но правильность его л и нии подтвердилась уже на следующий год. Осенью, ко­гда он был в Смоленске, гонец принес ему весть из Киева о нападении вой­ска Боняка на переяславские земли. Получив после встречи в Сакове гол передышки, половцы сами перешли в наступление.

Святополк и Владимир Мономах тщетно гнались за войском Боняка. Тот, разграбив переяславские земли, вышел к Киеву. Братья поспешили за ним, но половцы уже ушли на юг. И снова все более ощутимой становилась задача предупредить дальнейшие половецкие набеги.

В 1103 г. русские князья съехались к Долобскому озеру, где договори­лись наконец о совместном походе против половцев. Мономах настаивал на немедленном весеннем выступлении, когда половцы еше не вышли на летние пастбища и вволю не накормили своих коней. Но возражал Свято­полк, который не хотел отрывать смердов от весенних полевых работ и гу­бить их лошадей. Кое-кто из князей поддержал его. Мономах выступил с короткой, но яркой речью: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его излука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество? Так лошади вам жаль, а самого смерда не жаль!». Выступление Мономаха положило ко­нец спорам и колебаниям.

Вскоре русское войско, в которое вошли дружины всех видных русских князей (не пришел лишь, сославшись на болезнь, черниговский князь Олег, старинный друг половцев), а также пешие полки, выступило в весен­нюю степь. Решающая битва с половцами произошла 4 апреля близ урочи­ща Сутень, неподалеку от Азовского побережья. На стороне половпев в ней принимали участие более 20 видных ханов. Летописец позднее записал: «И поидоша полкове, аки борове, и не бе презрети ихъ. И Русь поидоша противу имъ» («И двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно; и Русь пошла им навстречу»), Но на истомленных долгой зимой ко­нях половцы не сумели нанести своего знаменитого стремительного удара. Их войско было рассеяно, большинство ханов убиты. Хана Бельдюза взяли в плен. Когда он предложил за себя огромный выкуп, Мономах сказал ему. что хан предлагает просто вернуть награбленное на Руси, и приказал зару­бить его в назидание другим. А затем русские дружины пошли по половец­ким «вежам», освобождая пленников, захватывая богатую добычу,отгоняя к себе табуны коней, стада.

Это была первая большая победа руссов в глубине степи. Но до основ­ных становищ половцев они так и не дошли. На три года прекратились половецкие набеги. Лишь в 1105 г. половцы потревожили русские земли. Они воспользовались тем, что русские князья были втянугы в этот год в войну с полоцким князем. На следующий год половцы нагрянули снова. Через год объелиненное войско Боняка и Шарукана опять появилось на Руси, ра­зоряя киевские и переяславские земли. Объединенное войско русских кня­зей неожиданным встречным ударом опрокинуло их на реке Хорол. Руссы зарубили брата Боняка, едва не пленили Шарукана, захватили офомный половецкий обоз. Но основные силы половцев ушли восвояси.

И снова затихли половцы. Но теперь русские князья не стаж ждать но­вых набегов. Дважды русские дружины наносили удары по половецкой территории. С ближними же, дружественными, половцами закреплялись мирные отношения. В эти голы Мономах и Олег женили своих сыновей, Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольго- вича, на дочерях союзных половецких ханов. Так в семье Рюриковичей, кроме славян, шведов, )реков, англичан, появилась и половецкая династи­ческая линия. В 1111 г. Русь организовала против половцев грандиозный поход, кото­рый достиг сердца их земель — города Шарукань вблизи Дона. Этот поход начался необычно. Когда в конце февраля войско подгото­вилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили спископ, свя­щенники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили непо­далеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и про­ходя мимо креста, получали благословение епископа. Л затем на расстоянии 11 верст представители духовенства двигались впереди русско­го воинства. В датьнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.

Мономах, бывший инициатором этой войны, придал ей характер кре­стового похода — по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока. В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновья­ми. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Яроиолк, Юрий и девятилетний Андрей.

Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско по­дошло к городу Шарукань — это были сотни глинобитных домов, киби гок. опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его вой­ска в городе не было. Перед приступом Мономах снова выдвинул вперед духовенство, и оно освятило русскую рать. Но депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп за сохранение жизни горожан.

Жители города Сугров, к которому русское войско подошло на следую­щий день, отказались сдаться. Тогда под прикрытием подвижных «веж» руссы подошли к городу и забросали его горящими факелами, засыпали стрелами с подожженными смоляными наконечниками. Пылающий город бьш взят приступом. Пленных в этом бою не брали: Мономах хотел надолго выбить орду хана Сугрова из общеполовецких воинских сил.

На следующий день русская рать вышла к Дону, а 24 марта встретилась с большим половецким войском на речке Дегей. Перед битвой князья об­нялись, попрощались друге лруго м и сказали: «Убо смерть намъзде, да станемъ крепко». Половцы, не готовые сражаться с хорошо организованным и многочисленным войском, не выдержав натиска, отступили.

27 марта основные силы сторон сошлись на реке Сольница, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступиша, яко борове (лес) вели­чин и тмами тьмы», они со всех сторон обступили русское войско. Моно­мах не стал, как обычно, стоять на месте, ожидая натиска половецких всад­ников, а повел войско им навстречу. Воины сошлись в рукопашной битве. Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а руссы в руко­пашном бою начинали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Руссы так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били в лицо половцам. Но те сражались мужественно и потеснили «чело» (центр) русского войска, где дрались киевляне. Им на помощь при­шел Мономах, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появле­ние стяга Мономаха в центре битвы воодушевило руссов, и они сумели преодолеть начавшуюся было панику. Наконец половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и руби­ли; пленных и здесь не брали. Около десяти тысяч половцев полегло на по­ле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить им жизнь. Лишь не­большая часть во главе с Шаруканом ушла в степь. Другие ушли в Грузию, где их взял на службу Давид IV. Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим. Таким образом, Русь в начале XII в. стала левым флангом общего наступления Европы на Восток.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...