Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 5 § 1. Междоусобица на Руси в 70-е гг. XI в.

ГЛАВА 5. РУСЬ НА ПЕРЕПУТЬЕ

 

§ 1. Междоусобица на Руси в 70-е гг. XI в.

 

Наступил 1073 г., и новая междоусобная борьба за класть началась на Руси. На этот раз распря произошла между сыновьями Ярослава Мудрого. Период их мирною совладения Русской землей длился с 1054 по 1072 г. Народные волнения конца 60-х — начала 70-х гг. XI в.. пояатение на киев­ском столе полоцкого князя, бегство Рюриковичей из Киева нарушили го­сударственную стабильность, которая существовала на Руси в последние годы жизни Ярослава и в течение двух десятков лет правления его сыновей.

Общая политическая ситуация обострялась и в связи с новой серьез­ной внешнеполитической опасностью: место печенегов заняла новая коче­вая волна — половцы. Они пришли в причерноморские степи тем же пу­тем, что и некогда печенеги. Половецкие орды перевалили через Волгу, по­явились на Дону, заняли бескрайние степи между Доном и Днепром. Половцы отогнали печенегов на запад и, преследуя их, дошли до византий­ских сторожевых крепостей на Дунае.

В 1061 г. половцы впервые подошли к русским границам. К этому вре­мени их напор на запад ослабел, и они принялись обживать огромные про­странства, раскинувшиеся между Доном и Дунаем. Главные их кочевья расположились между Дунаем и Днепром. Но были еще и причерномор­ские половцы, кочевавшие от Днепра до нижнего Дона. Другие половецкие орды кочевали по реке Донец, по обоим берегам Дона.

От пастбища к пастбищу, от одной земли к другой передвигались поло­вецкие орды, все сокрушая на своем пути. Зимой они уходили к югу, поближе к теплым черноморским берегам, а летом постепенно перемещались на север; их стада тучнели в ковыльных степях, и половцы подходили к самой кромке южнорусских земель. Осе­нью же, когда кони были сыты, начиналась пора набегов. В поход подни­мались все взрослые половцы. Их конные лавины внезапно возникали пе­ред изумленным и испуганным врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляя на скаку из луков, засыпая врага тучей стрел. Со­крушив противника, они мгновенно исчезали, на месте набега оставались развалины и пожарища, а за кочевниками тянулись следы многочисленных пленников, которых гнали на невольничьи рынки юга.

Тактика кочевников состояла в том, чтобы напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить их в засаду, уничтожить — так они вели свои войны. Но если по­ловцы сталкивались с сильным противником и вынуждены были отсту­пать, они умели и обороняться: быстро составляли свои телеги в несколько кругов, накрывали их бычьими шкурами, чтобы враг не мог поджечь ла­герь, и, укрывшись внутри, отчаянно отбивались от неприятеля. Через про­ходы между телегами вырывались они порой конными отрядами на вылаз­ки, сея ужас среди осаждавших.

Со временем, уже прочно осев в южных степях, некоторые половецкие орды перешли на полуоссдлый образ жизни, у них появились постоянные становища и возникли небольшие городки, огороженные земляными вала­ми. Столицей донских половцев позднее стал город Шарукань, который так был назван в честь всесильного половецкого хана Шарукана.

В течение долгих десятилетий половцы вели постоянные войны с Ру­сью. Но в отношениях Руси с половцами были и долгие периоды мирных отношений, когда народы вели торговлю, широко общались в пригранич­ных районах. Русские князья и половецкие ханы нередко заключали дина­стические браки между своими сыновьями и дочерьми. Известно, что вто­рая жена Всеволода Ярославича была половецкой княжной.

Постоянное половецкое присутствие вблизи русских границ создавало на Руси внутреннее напряжение, особенно в южных районах страны. Кня­зья в борьбе друг с другом нередко обращались к помощи половцев. Рус­ские земли с последних десятилетий XI в. периодически стали превращать­ся в кровопролитные поля междоусобных битв.

Мир на Руси рухнул в то время, когда два младших Ярославича — Свя­тослав и Всеволод выступили против старшего брата — киевского князя Изяслава. Еще нетакдавно, в 1072 г.. братья совместно устраивали перене­сение мощей Бориса и Глеба и провозглашение убитых Святополком братьев первыми святыми русской церкви.

Поводом стал слух, возникший в княжеской среде, будто Изяслав за­ключил союз против братьев, решив стать «самовластием» на Руси по при­меру Владимира и Ярослава, что он пошел на союз с Всеславом Полоцким против братьев. Братья со своими дружинами подступили к Киеву, и Изя­слав вместе с семьей вновь бежал в Польшу. Киевский князь вывез с собой много золота, серебра, дорогих вещей, стремясь нанять на них войско. Но польский король Болеслав II, приняв от Изяслава дорогие дары, не оказал ему помощи.

Несколько лет скитался Изяслав по Европе, прося помощи у герман­ского императора и даже у папы римского. Изяслав преподнес в Майнце богатые дары Генриху IV, германскому императору. В те дни один из не­мецких хронистов писал в своем труде: «Явился русский князь по имени Дмитрий [христианское имя Изяслава], принеся ему [Генриху IV] неисчис­лимые богатства, состоящие из золотых и серебряных сосудов и драгоцен­ных тканей, и просил у него помощи против своего брата [Святослава], ко­торый силой изгнал его из княжения. Генрих IV взялся быть посредником в противоборстве между братьями и направил Святославу послание с просьбой вернугь трон Изяславу». Послание повез в Киев трирский пробст Бурхард — сводный брат Оды, второй жены Святослава Ярослави­ча. Итак, межкняжеский конфликт на Руси стал событием европейского масштаба. В дальнейшем в эту борьбу включился знаменитый папа Григо­рий VII (Гильдебрант), соперник германского императора. Папа, стремя­щийся к распространению влияния римской церкви, получил обещание от русских беглых князей верно служить церкви святого Петра и оказал воз­действие на польского короля, заставив его вернуть взятые у Изяслава цен­ностии помочь ему в снаряжении войска. На имя Изяслава былаприслана папская булла, что означало принятие вассальной зависимости русского великого князя от папы римского.

А в это время на Руси правил Святослав Ярославич. Он посадил своих сыновей во всех крупных русских городах, отодвинул третьего Ярослави- ча — Всеволода — в тень, отправил его сына Владимира на далекую погра­ничную Волынь. В 1076 г. Святослав, помогая Польше, которая не приняла Изяслава, снарядил большой поход в Центральную Европу. Русская рать пошла вой­ной на чехов, союзников Германии и противников Польши. Командовали ратью два молодых князя, два друга, двоюродные братья Владимир Моно­мах, сын Всеволода, и Олег, сын Святослава, не ведая, что скоро жизнь разведет их в жестокой борьбе за власть. Поход русских князей был успеш­ным. Они одержали ряд побед над объединенными чешско-немецкими войсками и заключили почетный мир. Впервые Русь стала участницей крупных политических событий в центре Европы.

В 1076 г. Святослав внезапно умер. Власть на короткое время принял Всеволод, но к границам Руси уже подходило войско Изяслава. Всеволод добровольно сдал ему Киев и отправился в Чернигов, второй по значению город на Руси.

Теперь на Руси на первое место выдвинулись два Ярославовых сына — Изяслав и Всеволод. Соответственно выдвинулись вперед и их сыновья, ставшие уже взрослыми князьями: наследник Изяслава — Святополк и на­следник Всеволода — Владимир. Сыновья же третьего Ярославича, Свято­слава, после смерти отца остались не у дел: действовал установленный Яро­славом Мудрым порядок передачи власти по старшинству, а не от отца к сыну. Старший сын Святослава, деятельный и честолюбивый Олег, про­должал жить в родном городе своего отца Чернигове, но здесь уже правил князь Всеволод. Все другие крупные и славные русские города были поде­лены между Изяславом и Всеволодом.

Через два года, в 1078 г., Олег Святославич бежал из города, уведя с со­бой верных ему людей и свою личную дружину в далекую Тмутаракань, где укрылся его младший брат Роман. Олег поклялся вернуться и отвоевать от­цовский Чернигов. Так на Руси началась новая большая междоусобица.

По существу, в течение всех X и XI вв. междоусобная борьба в Киев­ской Руси не прекращалась. Но если Владимиру I и Ярославу Мудрому уда­лось в течение долгого времени сохранять после захвата власти единство Руси, то сыновьям и внукам Ярослава Мудрого сделать это оказалось труд­нее. Это объяснялось, во-первых, самим порядком престолонаследия, ус­тановленным Ярославом. Сыновья не хотели отдавать власть старшим по возрасту князьям, своим дядьям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе. В этом случае распри были неизбежны.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось такой яр­кой, целеустремленной и волевой личности, какой были Владимир 1 и сам Ярослав. Его старший сын, Изяслав, был правителем вялым, ограничен­ным и скупым. Выгнанный своими братьями, он с трудом вернулся в Киев и теперь всеми силами стремился сохранить мир.

Святослав был невероятно честолюбив, деятелей, стремился занять ки­евский стол в обход существующего порядка. В конце концов он этого до­бился, сокрушил Изяслава. подавилсвоих противников, принялся за ре­шительное управление страной, послал рать в Европу, готовился к войне с Византией, покровительствовал культуре. Но судьба отвела ему слишком мало времени. Как известно, он умер в 1076 г.

Третий брат, Всеволод, женатый на византийской принцессе, дочери императора Константина IX Мономаха — Марии, был человеком образо­ванным — он знал пять языков, слыл знатоком книг, — но был больше склонен не к решительным действиям, а к размышлениям, покойной не­торопливой жизни. Многие дела он передоверял своему способному и деятельному сыну Владимиру (Владимиру II Мономаху). Но когда на­ступал час решительных испытаний, Всеволод преображался, он стано­вился расчетливым полководцем и бесстрашным воином, за которым без колебаний шла дружина, и в этом смысле он напоминал своего отца Яро­слава Мудрого.

В-третьих, в последние десятилетия XI в., после мирного и созидатель­ного времени Ярослава Мудрого, стали набирать еще большую силу круп­ные русские города и земли. На днепровском пути выделялись Смоленск. Любеч, в Средней Руси — Чернигов, Псреяславль, на юго-западе — Влади­мир-Волынский, Перемышль, на северо-востоке — Ростов, Суздаль. Наби­рали силу Минск, Ярославль и другие неизвестные ранее или основанные совсем недавно городские центры. Появление крупных вотчинных хо­зяйств, в том числе церковных и монастырских земельных владений, с их концентрацией рабочей силы, материальными возможностями способст­вовало общему прогрессу хозяйственной жизни отдельных земель, питало их стремление к независимости от Киева, особенно с учетом находившихся там посредственных правителей.

В-четвертых, дезорганизации политической жизни Руси способствова­ло и постоянное вмешательство половцев в ее внутренние дела.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...