Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 1 § 9. Усиление царской власти

§ 9. Усиление царской власти

 

Когда мы говорим о самодержавии, то должны ясно представлять себе, что это не только неограниченная власть одного человека в государстве, но и создание такой системы, при которой самодержец может осуществлять эту власть, И чем крепче, слаженнее работает вся система на одного чело­века, тем сильнее, крепче самодержавие. К этой системе Россия пришла не сразу. Попытка ее создания путем репрессий и страха была предпринята еще Иваном Грозным. Смута опрокинула эти попытки. И теперь шаг за шагом, постепенно, но неумолимо в стране снова утверждаюсь самодер­жавное правление. Каковы же были причины этого?

Во второй половине XVII в. Россия не только стабилизировала свою экономику, наладила прочные международные связи с окружающими странами. Она прошла новые тяжелые общественные испытания: одержа­ла нелегкую победу в русско-польской войне, пережила испепеляющее ра- зинское движение, подавление которого потребовало огромных матери­альных и военных сил. Наконец, Россия вступила в период церковного раскола, которому не было видно конца.

Все эти общественные явления в сильнейшей степени оказывали воз­действие на саму государственную власть. Именно российской государст­венной системе, российской власти приходилось в первую очередь решать все встаюшие перед страной внешние и внутренние, в том числе социаль­ные, проблемы.

Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало еще более сильным. Усиление царской власти в значительной степени происходило в ходе войны с Польшей. Многие вопросы должны были решаться быстро, разум­но, без проволочек. Когда Алексей Михайлович был в действующей армии, его распоряжения, касающиеся и армии, и внутреннего устройства страны, также обязаны были исполняться тотчас и беспрекословно. Некогда было собирать Земские соборы. И не случайно именно в ходе войны они посте­пенно отмирают.

Ушло в прошлое то время, когда Боярская дума долги ми часами обсуж­дала какой-нибудь мелочный вопрос. Теперь решения требовались ско­рые, но хорошо продуманные. На первый план все больше выдвигаются грамотные способные люди, которые порой задвигают в тень родовитых престарелых долгодумов.

Одновременно царь создал так называемую ближнюю, или тайную, думу, где и решались по-государственному эффективно и без промедления все наиболее важные вопросы.

По-прежнему органами центрального управления в стране являлись приказы. Когда-то зародившись при Иване IIIкак органы централизации стра­ны, борьбы с сепаратизмом отдельных земель, теперь, в новых условиях, приказы чаще порождали неразбериху и путаницу в управлении, множили злоупотребления, коррупцию, взялочничество.

Не случайно уже во второй половине царствования Алексея Михайло­вича началось объединение некоторых приказов. Появился своеобразный приказ над приказами — приказ Тайных дел. Его функция заключалась в том, чтобы служить целиком воле великого государя, через особо дове­ренных его лиц осуществлять надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране, иметь право вмешиваться в дела любого другого приказа и принимать там решение «волей великого государя». Кроме того, сотруд­ники этого приказа были соглядатаями и контролерами в армии, в дипло­матических миссиях, что свидетельствовало уже о зарождении тайной цар­ской полиции. В приказ Тайных дел стекались разного рода доносы, сведе­ния о настроениях людей. В этом приказе царь имел свое «рабочее место» — стол с письменными принадлежностями — и немалое время про­водил здесь, работая над документами. Усилению царской власти способ­ствовал и Счетный приказ, который осуществлял согласованность финан­совых операций других приказов и контролировал поступление денег в го­сударственную казну.

Существенной частью всей системы власти, укрепления самодержавия являлась армия. Здесь во второй половине XVII в, также начались сущест­венные перемены. Усиление армии шло за счет повышения ее профессио­нализма, внедрения современного вооружения. Но этот процесс был мед­" ленным.

Прежняя малодисциплинированная дворянская конница, хотя и была основной частью русской армии, уже не выдерживала конкуренции с но­вейшими регулярными армиями Запада. Более дисциплинированными и современными являлись стрелецкие части, которые считались уже воен­но-профессиональными. Но и стрельцы в мирное время занимались в сво­их слободах ремеслами и торговлей, во многом сливаясь с посадскими людьми.

Недаром еще при царе Михаиле началось формирование полков ново­го, или иноземного, строя. Такие формирования стати широко применять­ся уже Алексеем Михайловичем в годы русско-польской войны. Солдат­ские, рейтарские и драгунские полки представляли собой уже вполне про­фессиональные войска. Солдаты набирались сюда из «охочих» людей. Служили они за плату. Постоянным занятием их жизни становились воен­ные упражнения, маневры.

Важным направлением укрепления самодержавия в России стало вся­ческое возвеличивание «его государского величества». Это была хорошо продуманная политика. Во многом она учитывала и уровень бедного и тем­ного народа.

Царь появлялся на людях чрезвычайно редко, только в дни больших государственных торжеств, крупных религиозных праздников. Его проез­ды по улицам столицы или других городов страны сопровождались особым ритуалом. Все встречные должны были сойти с коней, снять шапки, шляпы и, поклонившись, стоять «смирно и немятежно».

Выходы царя на встречу с иностранными послами, его появление в Боярской думе, выезды на богомолье обставлялись с необычайной пышностью и богатством. Царь выходил в роскошном одеянии, отделан­ном золотом, серебром, драгоценными камнями. Его конь или карета блистали дорогим убранством. Конные и пешие вооруженные отряды со знаменосцами сопровождали царя.

Ошеломляющим великолепием отличались приемы и отпуски ино­странных послов. Особую роль в разработке ритуалов торжественных выходов царя в дни православных праздников играла Церковь. Личное участие в возвышении престижа государя всея Руси принимали московские патриархи. Выходы царя на торжественные службы в Успенском соборе Кремля напоминали яатение Божества народу.

Ничего подобного Россия в первой половине XVII в. не знала. Подоб­ное возвеличивание личности царя было связано с изменением историче­ских событий в стране. Уложение 1649 г.. как мы помним, подчеркнуло незыблемость и высо­чайший ранг царской власти.

Особенно большое влияние оказывало в этом смысле духовенство, ко­торое упорно внедряло в народной среде идею о богоданности царской власти в России, о русском царе как наследнике православной Византий­ской империи, как лидере всего православного мира. После разрухи Смут­ного времени, бесконечных войн и междоусобиц народ нуждался во вла­стелине, который был бы их обшим заступником и защитником. Таким и складывался облик российского монарха в течение десятилетий XVII в.

Личность царя Алексея Михайловича. Конечно, такой образ царя в соз­нании народа должен был в полной мере соответствовать личным чертам самого монарха — твердого в отстаивании государственных интересов, бо­гомольного, не зависящего от чужих суждений и наговоров, жестокого по отношению к врагам государства, насильникам, душегубцам, ворам, каз­нокрадам; гуманного и чуткого, постоянно заботящегося о благоденствии и процветании страны. Царь Михаил Федоровичи его сын Алексей Ми­хайлович сделали для создания этого образа очень много.

История показала, что идеальных правителей не бывает. Не был таким и Алексей Михайлович. Но в историю России он вошел как человек и мо­нарх, который, кажется, делал все необходимое для жизнеобеспечения страны и ее развития так, как это понимало большинство российского об­щества. Причем проводил свою политику осмотрительно, осторожно, не предпринимая резких движений, неподготовленных шагов.

К исходу жизни (а умер он на 47-м году) Алексей Михайлович — уже не тот порывистый, забавлявшийся лишь охотой и прочими развлечениями человек. За его спиной стояли война, крупные народные бунты, борьба с Никоном и раскол церкви.

Это был высокий полный человек с русой шевелюрой и синими глаза­ми, с величавыми манерами правителя огромной и могучей страны, кото­рую он привел в состояние стабильности, военных успехов, международ­ного признания и процветания по сравнению с прошлыми годами.

Его основной чертой характера оставалась искренностьи твердость в вере и огромное чувство долга по отношению к своей стране и ее народу. Кажется, этому он подчинил всю свою жизнь. Своим помощникам Алек­сей Михайлович любил повторять: «Идите путем средним, праведным, не уклоняйтесь ни вправо, ни влево». Этот «средний путь», которого он при­держивался всю жизнь, стал основой всей его внутренней и внешней поли­тики. Вспыльчивый, но отходчивый, он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого удастся только так, он легко отступился от завоеваний в Прибалтике, учитывая, что сил у России в одновременной борьбе с Польшей и Швецией не хватит, все внимание перенес на войну с Речью Посполитой.

Так же Алексей Михайлович строил отношения с людьми. Обидев ко­го-либо резким словом, он готов был позднее загладить свою вину: дейст­вовал и по велению сердца, и по христианским заповедям. Вера для него была не формальным пустым звуком. Главная его забота в жизни заключа­лась в спасении души. Этим объяснялись многие его поступки и решения. Он неустанно повторял, что все люди смертны, что все из земли вышли и в землю уйдут. И человек призван на этом свете лишь выполнять Божью во­лю. И монархи, и последний нищий равны перед Всевышним.

Христианские заповеди он чтил свято и истово. Но жизнь была сложна, противоречива и жестока, и Алексей Михайло­вич пытался в ее страшных хитросплетениях найти свою христианскую ли­нию. Так, при подавлении восстания Степана Разина именно по указу царя казнили десятки тысяч повстанцев. И тем не менее расправы определялись не этой волей монарха, зверством воевод, а регламентировались тогдашни­ми законами, в частности Уложением 1649 г. Государство и царь выступали за порядок, созданный с таким трудом в России в течение десятилетий XVII в. Правы те, кто утверждает, что Алексей Михайлович никогда не по­ступал более жестоко, чем требовал действующий закон.

В то же время во многих случаях он проявлял свою истинно христиан­скую сущность. Именно при нем в России широкую практику получила система выкупа воинов, захваченных в плен крымиами и турками, поляка­ми. Если выкупленными были крепостные крестьяне и холопы, то они от­пускались на волю.

Широко известна благотворительная деятельность царя. Он жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание деньгами нищих. По его приказу по Москве регулярно развозили продовольствие, хлеб и бесплатно раздавали нуждающимся

Алексей Михайлович в еще большей степени, чем его отец, был чело­веком разносторонних знаний, интересов и уалечений. С отрочества и до конца дней любил чтение. Обладал хорошим для своего времени стилем письма и собственноручно создал историю русско-польской войны. Он увлекался хоровым пением. Впервые при Алексее Михайловиче в Москве начались театрагьные представления. Царь был до них большой охотник.

В облике Алексея Михайловича все более определенно выступал тип современного человека, находившегося под влиянием общеевропейских культурных процессов. Он стал переходной фигурой от правителя старо­московской патриархальной, закрытой для остального мира Руси к монар­ху уже нового рождающегося европейского Российского государства. Здесь он проложил дорогу Петру I.

Царь все шире открывал Россию западным обычаям и традициям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью и обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Своих старших детей, в том числе наследника престола Федора (1661 — 1682) и царевну Софью (1657—1704), сыгравших позднее заметную роль в истории России, он приказал обучать латыни и польскому языку. Их наставником стал один из выдающихся дея­телей славянской культуры второй половины XVII в. Симеон Полоцкий — писатель, мыслитель, педагог.

Немало рядом с царем было выходцев из других стран — военных, пе­реводчиков, врачей, торговцев. Алексей Михайлович широко открыл две­ри в Россию иностранным специалистам разных направлений и ценил их ТРУД.

Алесей Михайлович был первым русским царем, который проявил ин­терес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке, а суда переправлять по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат «Орел». Однако он сгорел во вре­мя восстания Степана Разина.

Но в Алексее Михайловиче было и немало патриархального, старомос­ковского. Например, в конце жизни, видимо, под влиянием церковников, он стал сворачивать контакты с Западом, ввел строгости в одежде и наказы­вал за короткостриженые на западный манер волосы и за короткое платье. Не одобрял он и бритье бород.

В личной жизни Алексей Михайлович испытал немало счастливых ча­сов. Царская семья была большая, дружная. Но горе не обошло ее сторо­ной — наследники умирали один за другим, похоронил он и одну из доче­рей. А затем из жизни ушла и его верная спутница жизни — Мария Ильи­нична Милославская.

Через два года Алексей Михайлович женился вторично, на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она ро­дила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Теперь вокруг стареющего и все чаще болеющего царя началась борьба двух мощных семейных кланов — Милославских и Нарышкиных. Пока царь был жив, он умел умиротворять страсти. Но после его смерти это противоречие очень скоро вылилось в драматические страницы российской истории.

Умер Алексей Михайлович в начале 1676 г. Предчувствуя кончину, он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить всех сосланных, за­платить из своей казны все частные долги и простить людям долги казенные.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...