Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 1 § 3. Уложение 1649 г.

§ 3. Уложение 1649 г.

 

Через полмесяца после бунта в Москве собрался Земский собор. Поло­жение оставалось напряженным. Сильные волнения продолжались в юж­но-русских и северных городах. Не утихали волнения в Сибири. Несколько позднее, в 1650-х гг., мошные восстания потрясли Псков и Новгород.

В этих условиях Собор принял решение разработать в стране новый свод законов вместо устаревшего Судебника XVI в., а также противоречив­ших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени. Каждый слой населения, представленный на Соборе (крепостное кресть­янство, как и прежде, на Собор допущено не было), надеялся, что его инте­ресы будут учтены в новом законодательном Уложении.

В свою очередь царь, новое правительство стремились выйти из кризи­са не только за счет разумных мер, ликвидации прежних злоупотреблений, атакже некоторых уступок различным слоям населения, но прежде всего за счет усиления царской власти, консолидации правящей верхушки общест­ва. Это был путь, который выбрала для себя Россия в середине XVIIв.

Все это четко проявилось во время подготовки и принятия нового Уло­жения. Новый свод законов, состоявший из 25 глав, выработали за рекорд­но короткие сроки — всего за два с половиной месяца. В январе 1649 г. он уже был принят Земским собором.

В чем же исторический смысл нового русского свода законов, который действовал в стране более 200 лет?

Прежде всего, как и прежние русские судебники, это — определенный шаг в цивилизационном развитии России. В самом большом, центральном разделе Уложения, состоящем из 287 статей, и в другом крупном разделе, посвященном борьбе с разбоями и гра­бежами (104 статьи), говорилось о системе российского судопроизводства. Эти разделы Уложения защищали личность, собственность, права россий­ского населения. Они устанавливали наказания вплоть до смертной казни и сожжения за все нарушения против сложившихся в стране порядков, уже укоренившихся традиций, имущественных отношений между людьми, против нарушений нравственных устоев.

Жестокие наказания полагались за убийства, воровство, грабеж, раз­бой, поджог, незаконное присвоение себе чужого имущества, за бесчестье, обиды, побои, любое оскорбление личности человека. Детализация пре­ступлений и наказаний просто поражает. Статьи Уложения устанавливали кары даже за воровство яблок в чужом саду, кражу овощей на огороде, за разжигание костра в лесу, ставшего причиной пожара, за нападение на че­ловека науськанной собаки.

До сих пор актуально звучит для сельской местности статья о поджига­телях: «А будет кто некия ради вражды, или разграбления зажжет у кого двор, и после того он будет изыман [пойман], и сыщется про него допряма [вина будет доказана], что пожар он учинил нарочным делом: и такова за- жигалыцика казнити, сжечь».

Смертная казнь ждала фальшивомонетчиков, подделывателей печати. Щедро она раздавалась и за другие преступления. Причем подчеркивалось, что новые законы обязаны соблюдать все — «от большого и до меньшего чину вправду».

Лишь две категории населения не входили в это число защищенных за­коном людей — крепостные крестьяне и холопы. Для них в Уложении были разработаны отдельные разделы, регулирующие жизнь и поведение этих зависимых, лично несвободных частей населения.

Наряду с обшеиивилизационными статьями, которые содействовали установлению в стране порядка, зашиты жизни, собственности, чести и достоинства ее жителей, Уложение выработало комплекс мер по возвы­шению и укреплению царской власти.

Представители сословий, в первую очередь феодальная верхушка рус­ского общества, видели в усилении самодержавия гарантию стабилизации положения в стране, концентрации силы и роста международного прести­жа России. Глава 2 Уложения называется «О государевой чести, и как его государское здоровье оберегать». Там говорится о смертной казни тех, кто «попытается Русским государством швлалети». Изменникам, перешедшим на сторону такого злоумышленника, также грозит смертная казнь.

Все эти статьи — не только отзвуки Смуты с ее самозванцами, лжеиаре- вичами, но и постоянного появления на границах России и в соседних странах новых самозванцев — «детей» Шуйского, лжедмитриев, Марины Мнишек.

Другая группа статей грозит смертью «без всякого милосердия» тем. кто организует «скоп и заговор» против государя, покушается на «хюй умысел» против него. Если же кто-то знает об этом и не донесет властям, то такого человека также следует «казнити смертию безо всякие пошады». Эти статьи напоминают нам о событиях 1648 г., потрясших русское общество и испугавших царя.

Важное значение в Уложении придавалось религиозным основам об­щества. Если кто-либо пытался «возложить хулу» на Господа Бога, то над­лежало «того богохульника, обличив, казнити, сжечь».

Уложение пошло навстречу помещикам и установило бессрочный сыск беглых крестьян «с женами и детьми» и их выдачу по новым писцо­вым книгам.

По просьбам посадских людей все «белые» слободы были ликвидиро­ваны, а их обитатели «положены в тягло», т. е. были принуждены, как и ос­тальной посадский мир, платить налоги.

Воздух российского города не делал человека свободным, как на Запа­де в период существования там крепостного права: всех найденных в горо­дах беглых крестьян надлежало также отдавать вместе с семьями прежним хозяевам. Крепостное право теперь охватывало не только российскую де­ревню, но и город. Каждый, кто был записан в посадском тягле, т. е. был обязан платить определенные налоги и исполнять государственные служ­бы и повинности, отныне не мог уходить со своего места жительства.

Таким образом, Уложение, включив в свой состав законы, отражавшие развитие экономики, социальных отношений, культуры, семейных отно­шений в послесмутное время, обшую стабилизацию жизни, одновременно сохранило и даже упрочило основы феодального общества с крепостниче­скими отношениями, насилием над личностью человека. Да и наказания — сжигание людей, наказание их кнугом, проведение следственных дел с применением пыток, не говоря уже о смертной казни за многие виды пре­ступлений — говорили о том, что Уложение несло в себе не только новые цивилизационные черты, но и следы старого феодального общества.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...