Вы здесь: Главная
История России с др. вр.
Книги
История России с древнейших времен до наших дней
ГЛАВА 8 § 3. От обороны к наступлению




§ 3. От обороны к наступлению
Когда закончилось восстановление Кремля, близ Спасских ворот на большом помосте поставили две громадные пушки. Их жерла были направлены в сторону Крыма, откуда русские люди постоянно ждали неожиданных и губительных набегов ханской конницы. Эти пушки как бы символизировали решимость Русского государства защитить свои границы от внешних врагов, отстоять независимость и свободу страны, которая была добыта с таким трудом.
Сын польского короля Владислав не отказался от претензий на русский престол, и на западной границе было лишь временное перемирие. Крымский хан грозил постоянными набегами. В нижнем Поволжье и При- уралье русским форпостам постоянно досаждали местные жители.
К концу 20-х гг. финансовое положение страны несколько улучшилось, а потому часть средств правительство использовало для усиления армии. Были повышены денежные оклады служилым людям.
Заработали новые предприятия по изготовлению холодного и огнестрельного оружия. Расширяются Пушечный двор, Оружейная палата.
Впервые при Михаиле Романове появляется практика привлечения на русскую службу наемных солдат и офицеров из других стран. Так нередко поступали в тогдашней Европе. Но для России с ее закрытостью, ненавистью к католичеству это было необычно. Однако правительство пошло на такой шаг, потому что военная наука и техника (искусство ведения боя, осады крепостей, вооружение) были более передовыми в западных странах, и русская армия могла многому научиться. Закупали за границей и оружие — мушкеты, шпаги, ядра для пушек.
В Москве наряду со стрелецкими полками и собиравшейся в случае войны дворянской и казачьей конницей начали создаваться наемные конные рейтарские и драгунские полки. Они состояли из иностранных наемников и вольных русских людей. Их называли полки «иноземного строя». Драгуны могли сражаться как в конном, так и пешем строю. Они были вооружены легким кавалерийским оружием, а также огнестрельным. Рейтары же представляли вид тяжелой кавалерии, закованной в латы с мощными копьями и мечами.
Формировались и новые пехотные полки. Они состояли не из сотен и десятков, как прежде, а из рот и полков, и командовали ими иностранные офицеры. Вооружение этих полков также было закуплено в основном за рубежом.
Для получения дополнительных средств на оплату наемников и другие военные нужды государство уже в ходе начавшейся войны с Польшей вновь ввело уже знакомый русским людям налог — «пятую деньгу», известную еше со времен Минина и Пожарского.
В то же время в России прекрасно представляли, что наемные войска не могут упорно, не жалея жизней, сражаться за чуждую им землю. Поэтому полки «иноземного строя» вводились на первых порах осторожно, в небольшом количестве. Главная же их цель состояла в том, чтобы познакомить русскую армию с новшествами западной военной тактики, современным вооружением.
Зато с настоящим размахом правительство Михаила создавало оборонительные сооружения, как для безопасности Москвы от поляков, так и против набегов крымского хана и прикаспийских кочевников.
Полностью был восстановлен и приготовлен для возможной осады Кремль — крепостная цитадель русской столицы. Вторая линия укреплений — это начинающаяся от Спасских ворот Кремля Китайгородская каменная стена, полукружьем опоясывающая ближнюю к Кремлю часть города. А с другой стороны — другая стена, из белого камня, также полукружьем защищала так называемый Белый город, где жили вельможи, богатые купцы. Здесь находились рынки, располагались царские конюшни и стоял Пушечный двор. Наконец, третья линия стен — Земляной вал охватывала огромную территорию, где проживала основная часть посадского населения. Отдельно располагались укрепленные стрелецкие слободы.
В 20-х гг. восстанавливается старая Заокская оборонительная линия — так называемая Засечная черта, которая еще в XVI в. помогала сдерживать набеги крымцев. За время Смуты крепости здесь обветшали и развалились, а засеки потеряли прежний грозный вид.
Южнее создается новая Белгородская оборонительная линия длиной 800 км. В построенных заново крепостях, сторожевых пунктах была организована сторожевая и объездная служба.
Весной 1632 г. умер давний недруг России польский король Сигиз- мунд III, ив Польше началась борьба за престол. Это, конечно, ослабляло страну. Обострились отношения между Швецией и Польшей, и шведы готовили армию для вторжения в Польшу. Русские дипломаты всячески содействовали созданию русско-шведского союза. Обе стороны поддерживали друг друга. Россия продавала Швеции дешевый русский хлеб. Шведы помогали оружием, офицерами-инструкторами.
В Москве все громче раздавались голоса в пользу войны с Польшей. Особенно активным был отец царя патриарх Филарет. Он настрадался в польском плену, испытывал там унижения, в то время когда его сын был уже царем всея Руси. Теперь, на склоне лет, когда военная мощь России возросла, он страстно стремился к реваншу, котвоеванию захваченных поляками городов. Тем более что срок Дедлинского перемирия подошел к концу.
Летом 1632 г. Михаил собрал Земский собор, и представители сословий высказались за войну, заявили, что готовы биться за государеву честь, «не щадя голов своих».
3 августа 1632 г. огромная русская армия, насчитывавшая почти 100 тыс. человек, выступила в поход на запад. Началась так называемая Смоленская война 1632—1634 гг. Во главе войск стоял прославленный воевода Михаил Борисович Шеин, герой обороны Смоленска в 1609—1611 гг., проведший в плену вместе с Филаретом семь лет.
Начало военных действий было успешным. Русские войска захватили ряд городов — Дорогобуж, Новгород-Северский, Стародуб и др. Вскоре армия Шеина подошла к Смоленску и осадила его. .Одновременно войска шведского короля вторглись в Польшу. Кажется, что дело шло к полному разгрому Речи Посполитой.
Но, видимо, время для этого еще не приспело. Уже в первые месяцы войны резко изменилась международная обстановка, начались военные неудачи, раздоры среди русских военачальников. Шеин был стар, чванился своими былыми заслугами. Он постоянно бравировал своей близостью к патриарху. Это раздражало других воевод, многие из которых по родовитости превосходили его. Местнические споры разъедали верхушку армии. К тому же Шеин проявлял в военных действиях медлительность и нерешительность. Годы и недуги брали свое.
А поляки избрали на престол молодого энергичного воинственного Владислава, который еще считал себя законно выбранным русским царем. В короткие сроки отмобилизованная польская армия подошла к Смоленску, где в нерешительности топтался Шеин.
В одном из сражений на польской территории погиб шведский король, а его преемник вовсе не стремился к русско-шведскому союзу и не хотел усиления России: ведь за победой над Польшей Россия неизбежно вернулась бы к борьбе за Балтийское побережье.
Наступили холода, в русской армии начались болезни. Дворяне и казаки массами покидали военный лагерь под Смоленском и уходили на защиту своих сел и деревень от набегов крымских татар. Предприняв ряд быстрых маневров. Владислав захватил город Дорогобуж со всеми продовольственными запасами русской армии, овладел и другими русскими городами. Армия Шеина под Смоленском оказалась окруженной.
В Москве срочно собиралась в помощь новая армия. Но было уже поздно. В это время умирает ярый сторонник войны патриарх Филарет Находясь в тяжелом положении, русский воевода начал переговоры о перемирии. Их результаты оказались ошеломляющими: Шеин, по существу, сдал польскому королю свою армию, обязался отдать противнику все вооружение и боеприпасы, сложить к ногам поляков боевые знамена, а самому преклонить колени перед Владиславом. После этого он должен был увести армию от Смоленска к Москве. Часть наемников, как и в прошлой войне, перешла на службу к полякам.
Окрыленный успехом Владислав попытался прорваться к Москве, но его встретили мощные военные заслоны вновь сформированных войск. Одним из них успешно командовал князь Д. М. Пожарский. Насмерть стояли и осажденные поляками русские крепости. Во время одного из боев Владислав был ранен.
В этих условиях Россия и РечьПосполитая подписали в 1634 г. мир, заключенный на речке Поляновке, неподалеку от г. Вязьмы. Поляновский мир показал, что ни у одной из сторон не было сил для решающей победы в долголетней борьбе. Россия еще не оправилась полностью от десятилетней Смуты, разорений, невзгод, внутренних раздоров.
Правительство сурово покарало воевод, ответственных за поражение под Смоленском. Шеин, как и его ближайший помощник, были обвинены в предательстве и казнены. Других воевод высекли кнутом и сослали в Сибирь.
По Поляновскому миру стороны остались при своем. Россия так и не вернула себе Смоленск и другие города, захваченные поляками. Но Владислав отказался от прав на русский престол, и это укрепляло позиции русской монархии, династии Романовых, поднимало престиж страны на международной арене.
На грани войны с Турцией. Прошло лишь три года, и Россия вновь встала в центре военных событий в Восточной Европе. Теперь это произошло на южных рубежах страны.
Европа была буквально потрясена известием о том, что в 1637 г. донские казаки, находившиеся в зависимости от русского царя и пользовавшиеся его поддержкой и защитой, захватили турецкую крепость Азов.
Овладев этим опорным пунктом Турции в Низовьях Дона и на Северном Кавказе, казаки тем самим преследовали две цели. Во-первых, они уничтожали враждебное разбойничье гнездо, на которое постоянно опирались крымские татары — вассалы Турции и сами турки. Во-вторых, казаки усиливали позиции России в этом районе, обеспечивали ей контроль над выходом в Азовское море, приближали ее к Черноморскому побережью.
Но самым удивительным было то, что взятие Азова было неожиданным для самого московского правительства. Лишь захватив Азов, казаки обратились в Москву за зашитой и помошью. Конфликт возник неожиданно и быстро.
Овладение казаками Азовом — результат не только боевых настроений самого донского казачества, которые с каждым годом становились сильнее, но и общей международной обстановки,
К этому времени отношения России и Турции значительно ухудшились из-за постоянных набегов крымских татар на русские земли. Крымский владыка рассматривал себя как наследника Золотой Орды и требовал от Москвы постоянной дани — подарков. За спиной крымского хана стоял турецкий султан. Россия стала искать союзников в борьбе против Турции. Так зарождаются постоянные для XVII в. противоречия между Турцией и Россией. Именно в этот момент казаки и осуществили захват Азова.
Во время штурма, а потом осады крепости они показали чудеса храбрости и находчивости. Понимая, что штурмовать в лоб Азов невозможно, они около месяца рыли подземный ход под крепостные стены, а потом заложили туда мощный заряд. Взрыв образовал в стене огромный пролом, куда и ринулись казаки. Они владели городом почти пять лет—с 1637 по 1642 г.
Казаки обратились за помощью к Москве и предложили царю взять Азов «под свою руку». Царь тайно от турок послал в Азов продовольствие. Оружие, порох, другие боеприпасы. Из разных городов страны в Азов шли «охочие» люди для поддержки казаков. Но Россия еще не была готова к большой войне с Турцией и Крымским ханством. Собранный царем Земский собор подтвердил это: средств в стране мало. Ощущались огромные затраты и потери во время Смоленской войны. Казачьи посланцы ожидали в Москве решения царя. Весной 1642 г. бояре передали казакам приказ царя: покинуть Азов.
А все это время, пока шли переговоры казаков в Москве, их товарищи отчаянно сражались за Азов против объединенных войск Турции и Крыма.
На предложение сдать город добровольно и сохранить тем самым свои жизни и имущество, казаки гордо отвечали отказом.
После получения царского приказа казаки взорвали азовские крепостные сооружения и ушли в свои городки. Город заняли турецкие войска. Конечно, казаки были разочарованы. В Москве также многие государственные деятели и военные жапели о том, что Россия не приняла от казаков такого подарка. Но сил для войны на западе и на юге еще не хватало. Зато оба эти направления были обозначены в российской политике.
Личность Михаила. По существу всю первую половину XVII в. можно было назвать временем Михаила Романова. И не только потому, что он являлся главой Русского государства; Михаил наложил свою, глубоко личную печать на все процессы, которые в нем протекали. Так каким же человеком был первый царь из династии Романовых? Если говорить коротко, то это был умный, спокойный, осторожный, но твердый в своих уже принятых решениях человек. Он не обладал деспотическими чертами своих предшественников, но прекрасно осознавал всю огромность своей власти и пользовался ею осмотрительно, многократно советуясь со своим окружением. Михаил был глубоко верующим и богомольным человеком, и многие поступки в качестве правителя соотносил с христианской моралью и заветами Евангелия.
Его широкий и спокойный подход к делам государственным проявился уже в первые годы правления. Несмотря на то, что рядом с ним в руководстве страной встали родственники отца и матери, которые порой стремились свести счеты со своими бывшими противниками периода Смуты, Михаил сумел сохранить равновесие всех общественных сил и не дат возможности для мщения. Он никого не казнил и никого не подверг опале. Пострадали лишь заведомые враги единства государства, противники его как избранного царя и всякие «лихие» люди — казаки-бунтари, воры, грабители и среди них остатки польских воинских отрядов. Все они были сурово наказаны. Жестоко пресекал Михаил и вспышки бунтов русских крестьян и посадских людей. Порядок и покой в государстве для него были превыше всего. Жестоким наказанием подвергались и те люди, которые «молвили» «непригожие слова» против государя, его семьи, детей. Это рассматривалось как тягчайшее государственное преступление. Таких людей били кнутом, подвергали другим наказаниям. Добытую с таким трудом царскую власть Михаил оберегал как всенародное достояние. Покушение на нее рассматривал, как покушение на единство и благополучие государства. как признак новой Смуты. Постепенно и неуклонно тем самым он положил начало самодержавию в России, которое поддерживалось основными сословиями страны.
Недаром современники писали, что при Михаиле «преста (прекратилась) в Русском государстве всенародная человеческая пагуба».
Михаил самолично проводил Земские соборы, выступал на них с речами по ключевым вопросам жизни страны. Он руководил обсуждением важнейших вопросов внутренней и внешней политики страны. В критические моменты его слово было решающим.
Авторитет царя медленно, но неуклонно рос. И вскоре никому не могло прийти в голову рассматривать его как слабого и поддающегося влияниям человека.
В семье Михаила Романова было 10 детей: семеро дочерей и трое сыновей. Первенец — наследник Алексей (1629—1676).
Семья была дружной, любящей, богомольной. Царь заботился об образовании детей, причем стремился дать им светское воспитание. Хорошо образованный боярин Борис Иванович Морозов был определен воспитателем к наследнику престола. Царевичи не только читали светские книги, учили иностранные языки, но и носили одежду немецкого покроя. Постепенно западная культура проникала и в быт царской семьи.
Смолоду крепкий и сильный, любящий охогу на лося и медведя, Михаил уже к тридцати годам часто болел. Он вел малоподвижный образ жизни: сидение за столом над документами, бумагами, стояние на коленях перед святыми иконами и бесконечные молитвы. Это сказывалось на здоровье.
У каждого человека есть свои привычки, слабости, увлечения. Были они и у Михаила. Он страстно любил часы, коллекционировал их. По его приказу часы встраивались в кремлевские башни, чтобы все желающие могли узнать точное время. И еще он любил всяких диковинных зверей и диковинные вещи, которые ему привозили в подарки из разных стран.
Таков был этот человек с нелегкой судьбой, с тяжкой государственной ношей на своих плечах, человек, имевший громадное влияние на судьбы страны в XVII в.