Вы здесь: Главная
История России с др. вр.
Книги
История России с древнейших времен до наших дней
ГЛАВА 8 § 2. Налаживание мирной жизни




§ 2. Налаживание мирной жизни
Одной из главных задач правительства Михаила Романова стала ликвидация разрухи в стране. Смута нанесла России невосполнимый урон. Она отбросила ее на десятилетия назад. Современники, оценивая состояние страны вто время, говорили, что она была в «мерзости запустения».
В первую очередь запустение охватило сельское хозяйство. Лежали заброшенными крестьянские пашни. Их некому было обрабатывать, так как крестьяне бежали в разные края из разоренных, ограбленных сел и дере- венъ. Многие посевы были вытоптаны проходившими войсками, амбары опустошены. «Храмы стояли без пения», потому что многие церкви также были разграблены как поляками, так и своими «лихими людьми», священники попрятались по городам и монастырям. Пошатнулись вотчинные и монастырские хозяйства. Там, где уменьшалось число крестьян-работников, — там сокращались и феодальные хозяйства. Пришли в упадок и более слабые помещичьи хозяйства; уход от помещика даже небольшого количества крестьян наносил хозяйству непоправимый вред — сокращались платежи, некому было обрабатывать помещичью землю. Понятно, что это ослабляло российскую армию, и во время Смуты потребовались большие усилия, поиск дополнительных средств на жалованье служилым людям, чтобы поддержать армию.
В запустение пришли и многие города. Особенно те, которые оказались в зоне военных действий. В основном это были центральные, южные, юго-западные города — Рязань, Калуга, Тула, Орел, Коломна, Можайск и др.
За время Смуты оказались нарушенными и международные дипломатические и торговые связи России. На западной границе шли бои. Север был оторван от центра шведами. Иностранные суда перестати приходить в русские порты.
Едва ли не самым тяжелым последствием Смуты стал нравственный упадок народа, буквально всех его слоев снизу доверху. Люди перестали думать и заботиться о судьбах страны, патриотизм и гордость за свою Родину уступили место эгоизму, стремлению спасти лишь себя и свою семью. Немало нашлось и таких, кто в это горькое для страны время пытался нажиться, обогатиться любыми путями за счет других, в том числе путем грабежей и насилий. Население перестало верить быстро меняющейся власти, прекратило соблюдать законы. Повсюду воцарились анархия, своеволие, цинизм. Народное движение под руководством Минина и Пожарского привело к возрождению патриотических чувств, к очищению человеческих душ от скверны, неверия, эгоизма, жестокости. Но следы разложения нравов долго еще давали о себе знать.
Теперь, воссоздав центральную и местную власть, правительство Михаила Романова приступило к ликвидации последствий Смуты и принялось за восстановление страны.
Главное заключалось в том, чтобы создать условия различным слоям народа для возвращения к мирной созидательной жизни, к труду с пользой для себя и для общества.
В 1619 г. царь созвал очередной Земский собор. Его целью стала выработка ряда мер по возрождению страны. Михаил специально обратился по этому поводу к людям «всей земли». Правительство хотело выслушать представителей всех слоев населения, узнать об их обидах, жаюбах, выявить насилия и несправедливости со стороны местных властей, узнать пожелания, представить себе общую картину состояния страны.
И люди откровенно говорили о наболевшем.
По итогам заседаний Земского собора правительство прежде всего облегчило налоговое бремя населения. Чрезвычайные налоги военного времени были отменены: было решено ввести новое налогообложение, которое правильно бы учитывало доходы населения. Разоренным уездам предоставляли льготы, послабления в уплате налогов. Там же, где ситуация была лучше, там и налоги были выше и льгот поменьше.
Собор также постановил возвратить в государственное тягло, т. е. в число налогоплательщиков, всех горожан, которые, испытывая нужду и трудности военного времени, переселились с посадов в пригородные, так называемые белые слободы, принадлежащие крупным влиятельным феодалам и свободные от уплаты налогов. Это увеличило приток налоговых средств и восстановило известную справедливость в городах. Теперь все посадские люди платили со своих доходов сколько положено. Одновременно им четко определили и другие их повинности в отношении государства. Посад, таким образом, обязан был своими руками поднимать, восстанавливать русские города.
Был издан новый закон, по которому все земли, незаконно захваченные в Смуту, отбирались. Обеспечение земельными наделами помещиков стало проводиться строго в соответствии с их службой.
Правительство стремилось успокоить и казаков. На их прошлые грехи оно решило закрыть глаза. И те, кто решил честно служить стране, стали получать земельные наделы или денежное жалованье.
Были проведены и другие реформы. Их целью стало укрепление порядка и дисциплины в стране, изживание человеческой распущенности и вседозволенности времен Смуты. Так, дворянам и боярам запрещалось «пус- тошить» свои хозяйства. У нерадивых хозяев отбирались земли. Вышел указ о наказании за бесчестье. Теперь, как в Смутные времена, нельзя было безнаказанно «безчестить» людей, оскорблять их, за это полагался большой денежный штраф.
Началась решительная борьба с пьянством, которое в период Смуты приобрело фантастические размеры. Новые указы запрещали в крупных городах и на гостиных дворах открывать питейные заведения. Современники вспоминали, что во время Михаила в России утвердилась «великая трезвость».
Поскольку курение часто становилось причиной пожаров, запретили и его.
Одновременно правительство пошло на такую жесткую меру, как восстановление срока сыска беглых крестьян и запрет их перехода от одного владельца к другому. Сначала этот срок был 5 лет, потом 9, а потом 15. В середине 30-х гг. был объявлен и розыск бежавших из городов посадских людей. В этом смысле всякие вольности и послабления Смутного времени были твердо пресечены. Правительство видело путь к возрождению страны не только в установлении общего порядка, в облегчении участи налогоплательщиков, но также в обеспечении помещиков, вотчинников, монастырских, других церковных хозяйств рабочими крестьянскими руками, а государство — налогоплательщиками как в городе, так и в сельской местности. Закрепощение народа стало одной из тех тяжелых жертв, которую Россия заплатила как за свое восстановление из пепла, так и за свою вековую отсталость.
Создание в стране мирной спокойной обстановки, установление порядка и закона, пусть и сурового и тяжелого прежде всего для простого народа, постепенно стало приносить свои плоды. Именно простые люди — крестьяне, ремесленники, торговцы своими руками, упорным и тяжким трудом начали возрождать страну. Но не надо забывать и о роли государства, создавшего для этого труда необходимые условия.
Бояре, помещики, монастыри, крупные предприниматели, заводчики также выступали организаторами этого процесса. Они обладали деньгами, тяглым скотом, орудиями труда, семенами. Они-то и выступали зачастую инициаторами запашки заброшенных земель, освоения новых участков, зазывали на них крестьян, разных вольных людей.
Уже в 20—30-е гг. частично восстанавливается сельское хозяйство. Запахиваются прежде заброшенные земли — «пустоши» в центральных уездах страны, особенно вокруг Москвы. Осваиваются и новые земли, так называемые росчисти. Трехпольный оборот земель с унавоживанием почвы имеет все более широкое распространение. Медленно, но неуклонно растет урожайность.
Начинают пахать земли по берегам Волги и в южных черноземных районах. Там была построена мощная линия обороны против набегов крымских татар, — так называемая Белгородская засечная черта, и под ее защитой хозяйственные люди потянулись сюда на плодородные земли.
Учитывая это начавшееся развитие сельского хозяйства, ремесленники стали выделывать все больше орудий труда, вывозить их на рынок. Вокруг городов, в пригородных слободах, да и в самих городах некоторые жители начали усердно развивать огородничество, садоводство. Пример подавал сам царь, страстный любитель садоводства, чьи сады вызывали восхищение народа.
Быстрыми темпами развивалось скотоводство. Особенно на богатых заливных лугах севера, в поймах рек Оки, Клязьмы, Верхней Волги, Суры. Увеличивалось поголовье крупного рогатого скота, знаменитых романовских овец, славящихся своей шерстью.
Именно в первой половине XVII в. появилась известная своими высокими надоями порода северных холмогорских коров.
Тысячами исчислялось количество лошадей, без которых трудно было себе представить тогдашнее сельское хозяйство. Лошади были разных пород — ногайские, башкирские, черкесские, аргамаки, русские тяжелые кони.
Подъем сельского хозяйства невозможно представить себе без развития сельских промыслов. Для каждой крестьянской семьи они были дополнительным средством существования. Это, как и прежде, — охота, рыбная ловля, бортничество. В соответствии с новыми запросами и новыми территориями промыслы порой превращались в государственные предприятия.
Пушной промысел, особенно за счет сибирской пушнины, приносил казне большие доходы.
Рыбная ловля также приобрела государственные масштабы: рыбу разводили в прудах и озерах, дорогих осетров и стерлядей к царскому столу и на продажу везли из Астрахани в специальных судах с двойным, прорезным дном и доставляли в Москву, Н ижний Новгород и другие города в свежем виде.
Развивались и другие промыслы, как старые, традиционные, так и новые. Посадские люди, монастыри умножали соледобычу. Ширилось производство смолы, деггя, древесного угля, поташа, а также пороха, селитры, которые шли на нужды армии.
20—30-е гг. XVII в. стали рубежом возрождения и дальнейшего развития российской промышленности. В условиях разрухи, при скудости средств даже у верхов общества только государству было под силу организовать крупное производство.
В Москве заработал Пушечный двор, где трудилось более 100 человек. Здесь изготавливали пушки, лили колокола. Оружейная палата специализировалась на производстве огнестрельного и холодного оружия. Крупным предприятием был Монетный двор. Там чеканили русские монеты. А на Хамовном дворе работало до 100 ткацких станков, которые изготовляли продукцию и для царского двора, и на продажу.
В начале 20-х гг. в Москве был восстановлен Печатный двор, где стали печататься не только богослужебные, но и светские книги. Иногда их тираж достигал 1000 экземпляров.
Новым явлением для России стало и появление первых предприятий, построенных на средства иностранцев. Это — железоделательный, кожевенный заводы, предприятие по производству стекла.
Заработали и старые русские промышленные производства в Туле, например, снова набрали мощь оружейный завод и оружейные мастерские. Расширяли свое железоделательное, соледобывающее и другие производства в Предуралье знаменитые промышленники братья Строгановы, получавшие от правительства большие льготы для освоения края.
Кто работал на этих предприятиях? Как правило, работные люди, бывшие ремесленники, мастеровые, посадские люди, многие из которых находились в прямой материальной и личной зависимости от своих господ.
Россия начинает прирастать Сибирью. Уже в первые послесмутные годы XVII в. правительство первого Романова выдвигает новые масштабные хозяйственные задачи, связанные с освоением богатств Урала и Сибири.
Михаил начал выписывать из-за 1раницы для поиска полезных ископаемых иностранных мастеров горного дела. Они совместно с царскими чиновниками выехали в Приуральс и Сибирь, и вскоре там стали строиться первые медеплавильные, железорудные заводы. Среди них — знаменитый Нерчинский завод в Забайкалье по выплавке железа. Владельцы таких предприятий получали льготы.
В эти же годы русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск. Однако пока здесь жили в основном служилые казаки, но при поддержке правительства стали появляться и первые мирные поселенцы.
Что же привлекало людей сюда, на тогдашний край света? Во-первых, помощь государства. Всем желающим заняться хлебопашеством в Сибири выдавали денежные ссуды на покупку лошадей и сельскохозяйственного инвентаря, снабжали семенами. Поселенцев освобождали на первое время от всех налогов и повинностей. Во-вторых, возможность быстро обогатиться за счет торговли пушниной. В-третьих, высокие оклады для служивых людей.
Продвижение России на восток вовлекало в русскую зависимость все новые и новые народы. Как строить отношение с теми, кто уже давно вошел в состав России. Как относиться к новым народам. Это — важнейшие политические вопросы. От их правильного решения зависела внутренняя крепость многонационального государства.
Русское правительство проявило здесь большую осмотрительность и осторожность. Так, крепостное состояние не распространялось на крестьян и посадских людей народов Поволжья и Сибири. В 1624 г. Михаил послал указ своим воеводам на Волгу, в котором говорилось о необходимости бережного отношения к чувашам, мордве, казанским татарам, «убытков не причинять и на дворе у себя работать не заставлять», а за взятый корм (т. е. продовольствие) платить столько, сколько он стоил. Особо указ запрещал насильно крестить здешних детей и силком увозить их из родных мест.
Подобной же государственной заботой были проникнуты наказы, адресуемые в Сибирь. Царь приказывал воеводам и всем служилым людям «обид и налогов отнюдь никому не чинить», собирать с них (т. е. с местных жителей) положенные сборы «ласкою и приветом, а не жесточью (жестокостью!». Главная же цель состояла в том, чтобы Сибирская земля «простра- нилась, а не пустела». Это была дальновидная и спокойная политика, усмиряющая ретивых и жестоких чиновников и воевод.
Кирпичик к кирпичику. Приехав в Москву из Костромы в 1613г.,новый царь обнаружил, что жить ему негде, царский дворец разрушен. Там обвалилась кровля, выломаны полы, окна и двери. Полностью исчезло прежнее убранство. Для царя наскоро отремонтировали старые покои Ивана Грозного, где и остановился Михаил. В Кремле лежали кучи мусора, а храмы осквернены интервентами, повсюду чувствовалось запустение.
Восстанавливать страну, строить ее фактически заново правительство Михаила Романова начало с Кремля, с Москвы. Здесь развернулись первые крупные строительные работы. Кирпичик к кирпичику, бревно к бревну, постепенно, но методично происходило восстановление русской столицы, других городов страны.
В 1614 г. деревянный царский дворец был восстановлен. Царская семья помещалась скромно, в нескольких комнатках.
Пожар в мае 1626 г. снова уничтожил многие деревянные здания в Москве, в том числе и царский дворец. Однако на этот раз сил и средств было побольше. К сентябрю этого же года общими усилиями горожан, служилых людей, ремесленников, купцов, бояр кремлевские сооружения и большая часть Москвы были восстановлены. Для этого в Даниловской слободе построили кирпичный завод, поставлявший материал для всего города. Засиял заново позолоченными куполами главный храм России — Успенский собор, был отремонтирован Архангельский собор, расширена Оружейная палата, надстроена Спасская башня Кремля, в которую поместили часы.
Б 30-с гг. поменял свой облик Китай-город. Улицы Москвы покрылись бревенчатыми мостовыми, и несколько сот извозчиков осуществляли перевозки. Специальные пожарные команды, состоящие из стражников и стрельцов, были созданы для тушения пожаров и соблюдения противопожарных мер в городе.
Ярким свидетельством хозяйственного и духовного выздоровления страны стало строительство в Москве и под Москвой десятков новых церквей.
В начале 40-х гг. Михаил приступает к созданию чуда тогдашней деревянной архитектуры — загородному дворцу в селе Коломенском, который стал любимым местом отдыха его сына Алексея Михайловича.
Уже с 30-х гг. XVII в. появляются указы царя о необходимости сооружать в городах фундаментальные каменные и кирпичные здания, лавки, жилые дома. Наряду с деревянными мостами, бревна которых были перетянуты канатами, первый каменный мост через Москва-реку соединил части города. Россия в строительном деле начинает поворачиваться к камню.
Когда предпринимались большие работы, то правительство специальными указами направляло на помощь крестьян с подводами, посадских людей. Такова была и здесь тяжелая плата за разорения Смутного времени, плата за сильную единодержавную власть.
Отношения с другими странами. Постепенно восстанавливались и международные связи России. Дружеские отношения новое правительство установило с Англией, Голландией, Швецией, Турцией, Францией, Персией, Данией. Сделать это было непросто, потому что путь за рубеж да и в Россию был небезопасен. Послы проезжали через разоренную и еще не успокоившуюся российскую территорию и по многим землям враждующих друг с другом европейских стран. Многие ближние и дальние соседи признали законность избрания Михаила на трон, обещали помощь в противоборстве с Польшей. Используя эти внешнеполитические контакты, правительство стремилось восстановить внешнюю торговлю. Были даны льготы английским и голландским купцам, и иностранные суда вновь появились на рейде Архангельска. В то же время Михаил стремился обеспечить интересы русских купцов. Он отказал английским и французским купцам в свободном и беспошлинном проезде в Персию. Ведь туда постоянно шли русские торговые караваны. Восточная торговля обогащала русское купечество, заполняла русские рынки необходимыми товарами.
Но расширяющиеся дипломатические контакты с западными странами не сделали Россию страной, открытой западному миру. Слишком большие несчастья принесли русскому народу иностранные интервенты, особенно поляки-католики. Русское православное духовенство подозрительно относилось ко всему западному, «латинскому», тщательно оберегало русских людей от западной «скверны». В особенности настороженность окрепла после английской буржуазной революции, когда в России в различных слоях русского общества стало известно о казни в Англии в 1649 г. короля Карла I, которого в царских грамотах к нему и Михаил и его сын Алексей Михайлович именовали «братом».