Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

ГЛАВА 6 § 8. Новые явления в русской культуре в XVI в.

§ 8. Новые явления в русской культуре в XVI в.

 

Укрепление централизованного государства, превращение России в царство, расправы с боярами, присоединение Казани, опричнина — все это в той или иной степени нашло отражение в фольклоре, памятниках письменности, bархитектуре и живописи.

Самым главным явлением русской культуры второй половины XVI в. стало дальнейшее расширение ее горизонта, масштабов. Все больше и больше культурные явления в жизни страны оказывались связанными не с историей какого-то одного княжества, одной земли, но с событиями и идеями единого большого государства. Создатели сказок, былин, пословиц, поговорок, авторы летописей, ар­хитекторы, живописцы ощущают себя жителями огромной и сильной дер­жавы.

В то же время все больше и больше на их творчество оказывает влияние идея самодержавной власти, опричного террора, воинствующей борьбы Церкви с еретичеством и вольнодумством. Не все принимают эти «ново­сти» в русской жизни, пытаются подвергнуть их критике, бороться с ними. Фольклор в полной мере отразил героев той бурной поры.

В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая и страш­ная фигура Ивана Грозного. С одной стороны, он воспевается как борец с боярами, как защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных. С другой стороны — это 1розный деспот, который не терпит возражений.

В исторических песнях царь и его стрельцы и пушкари прославляются за взятие Казани. Другой любимой фигурой сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа это идеальный герой — про­стой, смелый, мудрый и справедливый.

Народ в своем творчестве гордится сильной Русью, осознает себя при­частным к деяниям государства,несмотря на все жестокости нового режи­ма. А ведь раньше сказки, песни, были пронизаны чувством тоски по сво­бодной и вольной доле, придавливаемой ордынским сапогом, слышался в них восторг и гордость от первых побед над ордынцами. Теперь измени­лась жизнь, изменилась история народа, другими стали сказки и песни.

Создание нового государства, реформы центрального и местного управления потребовали все большего количества грамотных людей.

Они нужны были и в земских избах, и в приказах. Теперь людей обуча­ли не только в церквах и монастырях. Появились «мастера грамоты» в горо­дах и больших селах. Они были способны помочь написать челобитную грамоту (т. е. жалобу) царю, составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую граммати­ку составил выходец из греческих земель Максим Грек.

В своих многочисленных сочинениях Максим Грек обличал жесто­кость вельмож, критиковал пороки общественной и личной жизни, а осо­бое внимание обращал на воспитание нравственности, имея в виду прежде всего воспитание кротости, мудрости, чувства гражданственности.

При Иване Грозном впервые некоторых способных молодых людей стали посылать в Константинополь, где осталось немало просвещенных греков, для изучения греческого языка и грамматики. Ведь по-прежнему значительная часть как светской, так и церковной литературы была напи­сана на гречсском языке и требовала перевода.

Все чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведенные с греческого, латинско­го, древнееврейского языков. Иван Грозный был обладателем огромной библиотеки. В его письмах, других сочинениях имеется упоминание десят­ков книг.

Важной вехой в истории русского просвещения XVI в. стало появление на Руси книгопечатания.

Впервые книгопечатание изобрел в середине XV в. немецкий ученый Иоганн Гутенберг. В городе Майнц он отпечатал сокращенный вариант Библии. Через сто лет первую попытку печатания книги сделан русский мастер Иван Федоров. Он выпустил новым способом книгу «Апостол» — своеобразный сборник, содержащий наиболее популярные в то время тек­сты Евангелия и Библии. Затем он напечатан еще несколько книг. Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в еретическом занятии, в колдовстве. По их понятию, религиозные тексты можно было переписывать только от руки. Благодаря их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Федоров переехал в Литву. В 1574 г. выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580—1581 гг. издат первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).

С древнейших времен на Руси составлялись руководства морального характера, определяющие поведение человека в семье, обществе, его взаи­моотношения с другими людьми. В конце XVI в. такие произведения стати называться домостроями. Наиболее знаменитый «Домострой» был состав­лен уже упоминаемым протопопом Сильвестром. Он был истовым побор­ником патриархальных порядков. Поэтому Сильвестр всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за твердое исполнение церков­ных обрядов. Обращаясь к детям, «Домострой» провозглашал: «Чада... лю­бите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите». «Домострой» поучал отца, мать, детей, домо­чадцев «не красти.., не солгати, не оклеветати', не завидети [не завидовать], не обидеть, не клепати.., не бражничать.., не помнить зла, не гневатися ни на кого, к большим [к старшим] быти послушну и покорну, к средним лю­бовно, к меншлм и убогим приветну и милостиву». «Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить «страхом»: «казни [наказывай] сына своего от юности», тогда он будет чтить и «покоить» родителей в старости. В то же время там есть и та­кие слова: «Обучая детей, люби их и береги». Отец должен быть сгрог и дея­телен, жена «добра, страдолюбива [трудолюбива] и молчалива», дети по­слушны и богобоязненны.

Под руководством митрополита Макария, а потом и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых прово­дились мысли преемственности власти византийских императоров и рус­ского царя, идеи самодержавной власти. Этими идеями был наполнен Ли­цевой свод или Никиновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных миниатюр-иллюсграций, или «лиц». Вся русская история в этой летописи неукоснительно вела, по мысли авторов свода, к царской власти Ивана IV. Идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти видны также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все степени (отсю­да и название «Степенная») династии Рюриковичей, а также в «Казанской истории», рассказывающей о взятии Казани.

Написанные во второй половине XVI в. исторические повести и сказа­ния сообщают о важнейших событиях времени Ивана Грозного, о присое­динении Новгорода к Москве, деяниях царя, борьбе с окрестными государ­ствами. Так, «Повесть о Мололинском сражении» говорит о блестящей по­беде над крымским ханом в 1572 г. «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» — о героической обороне этого города.

XVI в. оставил для будущих поколений и образцы такого вида литера­туры, как публицистика. Один из них — челобитная, поданная неким дво­рянином Иваном Перссветовым самому царю. Он призывал молодого мо­нарха к решительной борьбе за укрепление его власти, ограничение власти бояр. При этом Пересветов в качестве образца выдвигал Турцию, где все подданные являлись слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию. В последнее время появились исследования, доказывающие, что опричнину Иван Грозный ввел по образу и подобию турецких порядков и под влиянием груда Ивана Пересветова.

Вопросов о сущности власти в России, об отношениях монарха со своими подданными касались в своей переписке бежавший в Литву князь Курбский и Иван IV. Курбский обличал тиранию Ивана Грозного, а Иван, защищаясь, оправдывал идеи самодержавной власти. Их переписка стала достоянием общества.

Новые явления свойственны и архитектуре, живописи, музыке. По­следние годы жизни Василия IIIи времена Грозного с его самодержавным и претензиями отразились в строительстве ряда новых храмов, которые должны были увековечить деяния российских властелинов. В честь рожде­ния Ивана IV его отец Василий 111 построил чудо тогдашнего каменного зодчества — церковь Вознесения в селе Коломенском. Это был яркий при­мер так называемой русской шатровой архитектуры, когда строители соз­давали однокупольные храмы в виде каменного шатра. Эти храмы с XVI в. украшают Русскую землю. В этом же с гиле, но с девятью каменными шат­рами был построен и знаменитый храм Василия Блаженного.

В живописи, а точнее сказать, в иконописи, начинают появляться эле­менты реализма, намечается переход от иконы к портретной и жанровой живописи.

Быт различных слоев народа в эти десятилетия менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как и сотни лет назад. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же раз­влечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги. Кое-где появились слюдяные и стеклянные окна вместо прежних, затяну­тых бычьими пузырями.

На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся контакты с иностранными государствами. В 1553 г. в устье Северной Двины бросил якорь английский корабль, и вскоре его капитан Ричард Ченслер был при­нят Иваном IV в Москве. Начались постоянные торговые контакты с Анг­лией. Все чаще в русскую столицу приезжали послы и торговцы из разных европейских стран. В одежде знатных москвичей стали заметны западные новинки, кое-кто из них на западный манер стад коротко стричь волосы, брить лицо.

В домах появились шахматы, западные музыкальные инструменты — органы, клавесины, клавикорды. Из Новгорода в Москву пришло многого­лосное церковное пение.

Но все это было лишь песчинками в море старорусской и старомосков­ской жизни. Подлинные перемены были еще впереди.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...