Вы здесь: Главная
История России с др. вр.
Книги
История России с древнейших времен до наших дней
ГЛАВА 4 §3.Феодальная война середины XIVв.




§3.Феодальная война середины XIVв.
Великий князь Василий Дмитриевич скончался в 1425 г. Его сыну, наследнику престола княжичу Василию (1415—1462), было всего десять лет. Судьба складывалась так, что все последние московские князья — и Дмитрий Донской, и Василий I, и Василий II вступали на престол мальчиками. Но если у первых двух практически не было конкурентов, то у Василия II появился грозный соперник — второй сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич Звенигородский — Галицкий (1374—1434). Ему, по завещанию Дмитрия Донского, досталось удельное владение — крупные потому времени города — Звенигород и Галич. Основная же часть Московского княжества перешла к великому князю. Теперь пятидесятилетний Юрий Дмитриевич предъявил права на престол. Он попытался вернуться к прежнему порядку наследования — по старшинству, что было бы отступлением от наследования по прямой линии — от отца к сыну. Это был бы вчерашний день истории, потому что единение русских земель, мощь Московского княжества во многом обеспечивалась именно наследованием от отца к сыну и постепенной ликвидацией уделов. Именно к сыну переходил основной массив московских земель, основные ресурсы, казна княжества.
Юрий Звенигородский решил нарушить этот порядок. Для этого у него были личные основания: когда-то, до рождения сына, Василий I в своем завещании назвал Юрия своим наследником. Но потом родился сын, и про первое завещание забыли. Но Юрий помнил о нем. Он был сыном Дмитрия Донского. При рождении крещен самим Сергием Радонежским, что прибавляло ему популярности. К тому же Юрий был опытен, прекрасно образован, знал и ценил литературу и искусство. Он был известен как поклонник и покровитель замечательного русского художника рубежа XIV—XV вв. Андрея Рублева. Известна его переписка с основателем Ки рилло-Белозерского монастыря игуменом Кириллом. В своей столице Зве нигороде и в округе он на свои средст ва развернул строительство прекрасных церквей и монастырей. К тому же это был настоящий рыцарь — Юрий был честен и умел держать слово, проявил себя мужественным воином и удачливым полководцем: за всю свою жизнь он не потерпел на поле брани ни одного поражения. И вот такой яркий человек бросил вызов десятилетнему мальчику.
Однако в истории не всегда привлекательная личность способна объединять большие массы людей и увлечь их за собой. Юрия любили в Звенигороде, Галиче, в этих уголках удельной, свободной от влияния Москвы Руси. Там люди чувствовали себя независимыми от сильной московской атасти. За него встали горой и дальние северные города — Вятка и Устюг, которые испокон веков также привыкли к вольностям.
Юрию симпатизировала и верхушка Новгорода, мечтавшая, что при нем давление Москвы на Новгород будет слабее. Поддержали Юрия и те мелкие удельные князьки, которые мечтали вернуть себе былую независимость.
Борьба между старыми удельными порядками и новой тяжелой и неодолимой поступью рождающегося единого русского государства стала закономерным явлением в истории. Похожие события происходили в соседней Литве, где после смерти Витовта разгорелась междоусобная борьба между различными претендентами на трон. Нечто близкое наблюдалось и в далекой Франции, где Людовик XI в середине XIV в. ломал сопротивление властных и честолюбивых владетелей отдельных французских герцогств и графств.
Ожесточенная феодальная война в середине XIV в. вспыхнула и в Англии между династиями Йорков и Ланкастеров — Алой и Белой розы. Англия из этой борьбы вышла сильным и единым государством.
Василий II не мог сравниться с Юрием Звенигородским ни по талантам, ни по душевным качествам. Но за плечами этого мальчика стояли мощные силы централизации и единства Руси. Это были служилые князья, боярство и нарождающиеся помещики — дворяне — основа великокняжеского войска, которые поднялись к славе вместе с великими князьями, получили от Дмитрия Донского и Василия 1 большое количество земель и теперь не хотели делиться богатством и влиянием со сторонниками Юрия Звенигородского.
Великокняжескую власть в конечном счете поддержали и крупные русские города во главе с Москвой (Коломна, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль и др.). Горожане, посадский и торговый люд за время татарских набегов и потом в период борьбы Юрия Дмитриевича и его сыновей с Василием II устали от насилий, грабежей, пожаров, бесконечных поборов и мечтали о стабильной жизни.
Поддержала Василия II и церковь — московский митрополит, епископы, кроме новгородского владыки, игумены крупных монастырей. Они видели в московском великом князе прочную защиту православия, лидера в борьбе против ненавистной Орды, о чем мечтали все их прихожане. Кроме того, великокняжеская власть неустанно поддерживала церковь материально — богатыми земельными пожалованиями, предоставлением церковным хозяйствам всяческих льгот.
Наконец, весь «дом Калиты», все родственники великого князя, даже братья Юрия Звенигородского поддерживали юного московского правителя. Они понимали, что сильная великокняжеская власть — это и их сила и мощь.
Сразу же после восшествия на трон юнот Василия II в 1425 г. Юрий Звенигородский уехал в северный Галич, подальше от Москвы, и разослал по всем землям грамоты о неподчинении Василию II и о сборе рати. К Галичу направилось московское войско, но Юрий бежал оттуда. Война между дядей и племянником, между силами единства и централизации и удельной вольницей началась. Но на первом этапе стороны при помощи московского митрополита договорились, что лучше решить дело миром. И Василий II и Юрий отправились в Орду за ярлыком на великое княжение. Пятидесятилетний Юрий и 16-летний Василий II пробыли в Орде год. Москва выиграла спор. Но сколько было на это потрачено денег, сколько раздарено подарков хану, его вельможам... И Юрий не согласился с этим решением и вновь уехал в Галич, куда к нему стали прибывать все недовольные московской властью.
Открытая схватка началась после ссоры сыновей Юрия Дмитриевича Василия по прозвищу Косой и Дмитрия по прозвишу Шемяка с Василием II во время его свадьбы в 1433 г. На пиру кто-то из бояр вдруг заметил на Василии Косом златотканный пояс, принадлежавший когда-то Дмитрию Донскому. В обстановке вражды и подозрительности великокняжеская семья это восприняла как вызов. Мать Василия II Софья Витовтовна приказала снять пояс с Василия Косого. Оскорбленные сыновья Юрия ушли с пира и тут же уехали к отцу в Галич. Начался новый этап борьбы за московский трон.
Вскоре Юрий Звенигородский вместе с сыновьями нанес по Москве стремительный и неожиданный удар. Наспех собранные великокняжеские войска были разбиты Юрием, и Василий 11 вместе с молодой женой, матерью, казной, ближними боярами бежал из Москвы и укрылся в Костроме. Там его осадили сыновья Юрия, и Василий II сдался на милость победителей.
Василий Косой и Дмитрий Шемяка требовали от отца расправы над великим князем, но Юрий отказался. Напротив, он предоставил племяннику в качестве удела Коломну, второй по значению город в Московском княжестве. А это означало, что он давал возможность Василию II после своей смерти вновь вернуться на великокняжеский престол. Но его сыновья вовсе не собирались в будущем отдавать трон Василию II.
Однако случилась удивительная вещь: разгромленный на поле боя, выгнанный из Москвы и поселенный в Коломне Василии II сразу же стал притягательной фигурой для всех слоев русского общества. К нему в Коломну из Москвы потянулись служилые князья, бояре, дворяне. Они не хотели служить бывшему удельному князю. Коломна наполнилась людьми Сюда перекочевала вся московская элита. Юрий остался, по существу, в одиночестве. В этих условиях он принимает неожиданное решение: отказывается от московского престола и уступает столицу племяннику. Василий II занимает Москву. И тут же он сам возобновляет борьбу, на сей раз с непокорными сыновьями Юрия. Те бежали в Кострому потом в родной Галич. За ними следом шло московское войско. И снова великий князь потерпел поражение. На берегу Клязьмы братья разгромили московское войско, а его воевода попал в плен.
Однако Василий II собрат новую рать и двинул ее на владения Юрия и его сыновей. Юрий вынужден был принять вызов. Вспыхнула новая война. И опять великий князь уступил своему талантливому дяде. Тот одержат над ним полную победу в решающем сражении в 1434 г., которое произошло на территории Ростовской земли. Вторично Юрий Звенигородский занял Москву, штенил семью великого князя, захватил его казну. А сам Василий II бежал в Тверь, потом в Новгород.
Неизвестно, как бы повернулась далее судьба Московского княжества под властью Юрия, но судьба отвела ему на правление только два месяца. В том же 1434 г. он умер, и тут же вопреки всем традициям его старший сын Василий Косой провозгласил себя великим князем. Начался новый этап феодальной войны. Ареной битв и походов стала вся Северо-Восточная Русь. Горели села и города, брались штурмом крепости. Гибли тысячи людей. Обескровливалась Русь в угоду амбициям отдельных правителей. Насилиями и жестокостями шла Русская земля к своему единству и централизации.
Теперь инициатива переходит на сторону московского великого князя, так как Василий Косой не обладал ни обаянием, ни талантами своего отца. Все более широкие слои общества, в том числе и другие сыновья Юрия, выступают против честолюбивого авантюриста и поддерживают старомосковскую власть.
В решающем сражении в той же Ростовской земле в 1436 г. Василий Косой был разбит московским войском, пленен и отвезен в Москву. Там его ослепили по приказу великого князя. Отсюда и прозвище Василия Юрьевича — Косой. Великий московский князь преподал своим противникам первый урок жестокости.
Сломленный и слепой, Василий Косой ушел с политической арены и умер в забвении через 12 лет.
Казалось, теперь Русь может вздохнуть с облегчением и залечивать раны, нанесенные междоусобной войной. Но нет, военное ослабление и разорение Руси немедленно использовал старый враг — Орда, которая предприняла ряд набегов на русские земли.
Зимой 1444 г. ордынское войско вновь появилось на Руси, захватило Нижний Новгород, Муром, другие города. Василий II сам повел русскую рать навстречу врагу. В сражении у стен суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, несмотря на численное превосходство русских, татары разгромили войско московского великого князя. Русские воеводы проявили нераспорядительность, в войске была плохая дисциплина. А главное — вспомогательный отряд Шемяки почему-то «запоздал» и не явился на поле боя. Василий II, множество его видных бояр попали в плен. Татары отпустили Василия II на родину при условии огромного выкупа, который собирали со всей Руси.
Именно в это время созрел заговор Дмитрия Шемяки. Он обвинил великого князя в неумении защитить Русь от татар, в огромной тяжести выкупа.
Когда Василий II выехал в Троице-Сергиев монастырь помолиться за свое освобождение, заговорщики ночью 12 февраля 1446 г. захватили Москву, послали отряд в монастырь и арестовали великого князя прямо в церкви, что было большим святотатством, и привезли в Москву. Там он был ослеплен. В дальнейшем великий князь вошел в историю под именем Василия Темного.
Через несколько дней Василия II с женой сослали в Углич на Волгу, разослали по дальним городам и других его родственников. Но в суматохе потеряли княжеских сыновей. Верные люди увезли малолетнего княжича Ивана (1440—1505) (будущего государя всея Руси Ивана III) и его брата и спрятали в одном из селений.
Однако Шемяка добился их выдачи, и мальчиков отправили к отцу в заточение, В это время на границах Руси произошло знаменательное событие. Один из видных золотоордынеких ханов, победитель Василия II, обосновавшийся в южнорусских землях, объявил о своем разрыве с Ордой и перенес свою столицу в Казань, на Волгу. Так начинает существовать самостоятельное Казанское ханство.
Теперь казалось, что противники Василия II прочно захватили власть в Москве. Но очень скоро выяснилось, что у Шемяки нет в обществе никакой опоры. Все силы, которые прежде поддерживали Василия II, отвернулись от мятежников. Масса людей стала перебираться в Углич, как когда-то в Коломну. Сторонники великого князя собрали вооруженные отряды и начали борьбу с Шемякой.
В этих условиях тот освободил Василия II и перевел его на жительство в Вологду. При этом он взял с него клятву никогда более не домогаться великокняжеского трона.
Но расчет Шемяки не оправдался. Вологда очень быстро стала центром сопротивления мятежникам. К тому же Шемяка быстро дискредитировал себя как правитель, При нем начался передел земельной собственности, разграбление государственной казны. Огромные масштабы приобрело взяточничество и несправедливость в княжеском суде.
Вскоре игумен Клрилло-Белозерского монастыря освобождает Василия II от клятвы, данной Шемяке. Великий князь собирает войско, получает помощь из разных городов.
Из войска Шемяки многие переходят на сторону Василия II, и в конце этого же года великокняжеский отряд захватывает Москву. Дмитрий Шемяка бежит в Углич. Постаревший и поседевший, с черными впадинами вместо глаз, Василий II торжественно въезжает в Москву.
Еще несколько лет длилась война. Лишь в 1453 г. Василий II окончательно взял вверх. В этом же году Шемяка скончался в Новгороде. Современники полагали, что он был отравлен сторонниками Василия II.
Остаток дней на московском троне Василий II провел в укреплении своей атасти. И все-таки слепота ограничивала его активность. Постепенно он стал выдвигать на первый план своего сына Ивана, и вскоре тот стал соправителем отца.
Москва укрепляет союз с Тверью, восстанавливает влияние великокняжеской администрации в Новгороде, который во время феодальной войны добился для себя ряда свобод. Это влияние было подкреплено походом на Новгород в наказание за поддержку им Шемяки. Продолжает отбивать Московское княжество и новые ордынские набеги.
Уже умирая. Василий II приказал казнить ряд заговорщиков, которые попытались освободить из темницы одного из соратников Шемяки. Москва содрогнулась от этих массовых казней. Стоны гибнущих непослушников достигали и до палаты, где умирал великий князь.