Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Глава 14.5

5. Развитие науки. Общественно-политическая мысль


Изучение Северного Кавказа. Изменения, происшедшие на Северном Кавказе в конце XIX -
начале XX в. оказали значительное влияние на развитие научной и общественно-политической
мысли народов региона.
Научно-исследовательскую работу на Северном Кавказе проводили главным образом
русские ученые, работавшие по заданию тех или иных научных учреждений. В составе
геологических, географических, ботанических, археологических, этнографических,
лингвистических, статистических экспедиций они обследовали почти все районы Северного
Кавказа, что сыграло большую роль в изучении природы, растительности, животного мира,
геологии, истории, экономики Северного Кавказа. Благодаря исследованиям русских ученых в
частности был выявлен ряд новых месторождений полезных ископаемых: нефти и газа, каменного
угля серебра, свинца, пинка, меди, серного колчедана, мрамора, алебастра, марганца. глауберовой
соли и т. д., обоснована возможность практического использовании богатых гидроресурсов края и
его минеральных источников.
В изучении природных условий Северного Кавказа, его геологии в конце XIX - начале XX
в. большой вклад внесли видные русские исследователи Н.И. Андрусов, К.И. Богданович, Д.И.
Голубятников, К.П Калнцкис, Н.II. Кузнецов, В. В. Докучаев, И.В. Мушкетов, Н.Я. Динник, А. И.
Воейков и многие другие.
Значительные исследования были проведены по этнографии, археологии и истории народов
Северного Кавказа.
Весомый вклад в изучении археологии этого района внесла гр. С. Уварова, которая
совместно со своим мужем - известным археологом гр. А. С. Уваровым проводила раскопки в
различных районах Северного Кавказа, особенно в Осетии45. Материалы, содержащиеся в
монографии гр. Уваровой «Могильники Северного Кавказа» и «Кавказ: Путевые заметки гр. П. С.
Уваровой», представляют и по настоящее время большой научный интерес46. Благодаря
публикациям гр. Уваровой навечно запечатлены уникальные произведения древней кобанской
культуры 47.
Много сделали по изучению древней и средневековой истории народов Северного Кавказа
В. В. Латышев, Н. И. Веселовский, В. И. Долбежев, II. А. Владимиров, Ю. А. Кулаковский, В. А.
Городцов, А. А. Бобринский. Н. С. Семенов, В. М. Сысоев, В. Р. Апухтин, Г. Н. Прозрителев и
другие.
Весьма плодотворными были исследования по истории народов Северного Кавказа. В. Ф.
Миллер и М. М. Ковалевский много делали для изучения истории осетин, балкарцев, карачаевцев,
народов Дагестана и других горцев. Труды В. Ф. Миллера - «Осетинские этюды» (М., 1881-1897.
Ч. 1-3), М. М. Ковалевского - «Закон и обычай на Кавказе» (М., 1890. Т. 1-2), «Современный
обычай и древний закон» (М., 1886) и др. сыграли огромную роль в изучении истории,
общественного быта и обычного права горцев.
Этнографические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и
русских ученых, в конце XIX - начале XX в. изучались Е. С. Барановым, А. М. Дирром, А. Н.
Дьячковым-Тарасовым, С. А. Егиазаровым, Л. Г. Лопатинскнм. Л. В. Малининым, А. А.
Миллером, Г. Ф. Чурсиным, В. М. Сысоевым, С. В. Фарфоровским, Н. С. Щукиным и многими
другими.
В конце XIX - начале XX в. началось и углубленное научное изучение северокавказского
героического эпоса, чему было положено начало сбором и публикацией текстов, осуществленных
русскими учеными Л. Г. Лопатинским, А. С. Греном, Н. П. Тульчинским, В. Ф. Миллером, Н. С.
Семеновым в содружестве с местными собирателями К. X. Атажукиным, П. Тамбиевым, М.
Тугановым. Б. Далгатом, Т. Эльдерхановым и другими. Исследования В. Ф. Миллера, А. Н.
Веселовского, А. Н. Дьячкова-Тарасова, Н. С. Трубецкого по нартскому эпосу народов Северного
Кавказа представляли большой научный интерес.
Научно-исследовательских учреждений на Северном Кавказе не было, но значительную
роль в изучении различных вопросов экономики, истории, культуры и быта народов Северного
Кавказа сыграли Кавказский отдел русского географического общества, Кубанский, Дагестанский
и Терский областные статистические комитеты. Сотрудники этих учреждений не ограничивались
сбором и обобщением статистических материалов для ежегодных обзоров областей, но и
выступали со специальными исследованиями, со статьями па страницах местных и центральных
журналов. Так, секретарь Дагестанского статистического комитета и преподаватель истории и
географии Темирханшуринского реального училища Е. И. Козубский был автором таких
исследований, как «Очерк истории Темир-Хан-Шуры», «История города Дербента» (Темир-Хан-
Шура, 1906), «История Дагестанского полка» и других. В основном им были подготовлены
ежегодные (с 1892 г.) «Обзоры Дагестанской области» и «Памятная книжка - адрес-календарь
Дагестанской области» 48.
Развитие исторической науки у горских народов. Русские ученые оказали большое влияние
на пробуждение научной мысли, в том числе на зарождение исторической науки. Интерес к
прошлому своих народов выразился как в сборе историко-этнографического материала, так и
написании исторических трудов, не потерявших своего научного значения и поныне.
Содержательные статьи Е. Баранова, Н. П. Тульчинского, Б. М. Городецкого. Ф. А.
Щербины, Я. Абрамова (о землевладении и землепользовании); А. Н. Дьячкова-Тарасова, П. П.
Короленко, Е. Фелицына, Г. Н. Прозрителева (о кордонных линиях, об освоении края),
обобщающие работы Е. Максимова, Г. А. Вертепова, Е. И. Козубского, Н. А. Караулова, М. 3.
Кипиаии, В. Я. Тепцова, В. М. Сысоева, Е. Фелицына, К. Ф. Гана, Н. Я. Динника являются ценным
вкладом в дореволюционную историческую науку о горцах.
В конце XIX в. был завершен крупный труд Гасана-эфенди Алкадари «Асари Дагестан»,
представлявший собой, по словам академика B.В. Бартольда, талантливо написанную работу,
содержащую «много ценных сведений, особенно по части новой истории Дагестана». Им написано
также сочинение автобиографического характера «Диван Ал-Мамнун» и философский труд
«Джираб Ал-Мамнун».
В 1906 г. в Тифлисе было издано историко-этнографическое сочинение C.И. Габиева
«Лаки, их прошлое и быт», а затем «Арабы, ислам и арабомусульманская культура»40. Его перу
принадлежат представляющие и поныне научную ценность статьи, опубликованные в
периодической печати страны и за рубежом в 1910-1916 гг. В конце XIX - начале XX в. Габиев
опубликовал ряд этнографических работ - «Грамотность в горах Дагестана», «Свадьба лаков» и
другие. Научную ценность представляют также этнографические и фольклорные исследования
Башира Далгата, посвященные не только народам Дагестана («Цудахарские песни», «Материалы
по обычному праву даргинцев»), но и чеченцам, ингушам и другим горцам («Первобытная
религия чеченцев», «Странички из северокавказского богатырского эпоса», «Материалы по
обычному праву ингушей») и другие.
Представители чечено-ингушской интеллигенции и передовой общественной мысли А.
Мутушев, И. Мутушев, И. Магомаев, М. Хаджиев, А. Долгиев, A. Шарипов писали статьи
антиклерикального, социального антиколонизаторского и революционного содержания. И.
Саракаев посвятил свои публикации мюридизму в Чечне и Дагестане.
В трудах северо-осетинских исследователей К. Хетагурова. Г. М. Цаголова, А. Ардасенова,
М. Гарданова и других разрабатывались различные проблемы истории, этнографии и экономики
родного края. Исследование Алихана Ардасенова «Переходное состояние горцев Северного
Кавказа» (Тифлис, 1896) очень ярко и убедительно показавшее социально-экономические
изменения, происшедшие в жизни горцев в конце XIX в., является одной из лучших работ в
дореволюционной историографии по Северному Кавказу 50.
Большой вклад в изучение истории Северной Осетии внес Коста Хетагуров, который в
своей работе «Быт горных осетин» 51 высказал наиболее глубокие, исторически правильные
положения (о происхождении осетин, об их присоединении к России и его прогрессивном
значении для осетинского народа, о земельном вопросе, о развитии капитализма и положении
рабочего класса, о политической форме организации государственной власти и т. д.). Эти работы
не потеряли своего значения и по сей день.
Большое влияние на изучение социально-экономической жизни Осетии имели работы
революционеров-демократов Г. Цаголова52 «Край беспросветной нужды» (Владикавказ, 1912) и
др., М. Гарданова «Социально-экономические очерки (Современная Северная Осетия)»
(Владикавказ, 1908), в которых они выступали как защитники интересов народных масс.
Балкарский общественный деятель М. К. Абаев, придерживавшийся либеральных,
буржуазно-демократических взглядов, в своих статьях затронул ряд важных вопросов по
землевладению и землепользованию горцев, просвещению, женскому образованию, культуре
народов края, выступал с критикой старых обычаев и традиций. Его исторический очерк
«Балкария» представляет большую научную ценность53.
В. Н. Кудашев - автор обобщающего труда «Исторические сведения о кабардинском
народе» (Киев, 1913) - выступил как крупный историк либерального, буржуазно-демократического
направления. Он, как и М. Абаев, поднимает важные научные проблемы, в том числе: этногенез
кабардинцев и балкарцев, заселение ими занимаемой территории, общественный и политический
строй, присоединение к России и его значение, отмена крепостного права и т. д.
Для изучения истории адыгов немаловажное значение имеет и «Введение в историю
черкесов», написанное Нухом Меретуковым. В этой работе, изданной (на арабском языке) в
Казани в 1912 г. и страдавшей серьезными методологическими ошибками, содержатся ценные
фактические сведения по экономике, социальному устройству, быту и культуре адыгов.
Меретуков написал и учебник арабского языка (Темир-Хан-Шура, 1908).
Существенный вклад в этнографическое изучение Северного Кавказа, в частности адыгов в
конце XIX в., внес передовой общественный деятель Т П Кашежев. Его работами - «Свадебные
обряды кабардинцев» и «Ханцагуаше - общественное моление об урожае у кабардинцев»
(опубликованными в журнале «Этнографическое обозрение» в 1900 гг.) - до сего времени
пользуются ученые.
Интересные сведения по истории народов Северного Кавказа. об их земледелии и
землепользовании, сословном вопросе, народном образовании, горской интеллигенции,
необходимости сохранения памятников устного народного творчества и материальной культуры,
переселении горцев в Турцию (махаджирство), борьбе с вредными обычаями и традициями и т.д.
имелись в статьях Басията Шаханова, опубликованных в 1899-1900 гг. на страницах газет
«Казбек», «Терские ведомости» и «Каспий». Они написаны с позиции либерала, буржуазного
демократа.
Значительную роль в изучении различных вопросов истории (особенно развития
капиталистических отношений в горской деревне и его последствий), культуры, просвещения
сыграли публикации передовых общественных деятелей Сафарбея Сиюхова (Черкесия), И.
Крымшамхалова и II. Хубиева (Карачай). Значительный след в истории культуры народов
Северного Кавказа оставили учителя Исмаил и Иммолат Хубиевы, И. Байрамуков, а также
сотрудники Кубанского музея краеведения: Н. Токов, С. Халилов, М. Байрамуков, Д. Байрамуков,
3. Кубаков, С. Байчоров и др.
Хотя многие из названных деятелен науки и культуры пародов Северного Кавказа не могли
дать правильного объяснения тем или иным общественным явлениям, не смогли преодолеть своей
классовой ограниченности, собранные обобщенные ими данные являются ценным источником
изучения истории, этнографии и культуры горских народов.
Общественно-политическая мысль. Развитие общественно-политической мысли народов
Северного Кавказа в конце XIX - начале XX в. проходило в условиях борьбы между носителями
революционно-демократических и реакционных буржуазных идей и взглядов. Представители
революционно-демократических взглядов помогли многим просветителям-демократам
освободиться от своих заблуждений и впоследствии включиться в активную борьбу за
установление и упрочение Советской власти на Северном Кавказе.
Феодально-клерикальное течение, опираясь на религиозную идеологию и суеверие
народных масс, боролось против революционно-демократической и марксистской идеологии,
отстаивало панисламистские и пантюркистские идеи отделения Северного Кавказа от России и
подчинения его «единоверной» Османской империи.
Буржуазно-националистическое течение во главе с И. Гайдаровым и Г Бамматом в
Дагестане, X. Чижоковым и П. Коцевым - в Кабарде, Баевым и А. Кодзаевым - в Северной Осетии
стремилось завершить революцию на первом ее этапе и установить буржуазную республику.
Северо-Кавказская горская национальная буржуазия приспосабливала религиозную
идеологию ислама к своим интересам и смыкалась с феодальными кругами, хотя ее конечные
политические ноли расходились с ними.
Прогрессивные общественные деятели Северного Кавказа, особенно представители
революционно-демократического направления вели неустанную борьбу с представителями как
феодально-клерикальной, так и буржуазно-националистической идеологии.
Прогрессивная общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа была
неоднородна. Она была представлена различными точениями и группами, которые под влиянием
общественного развития, революционного движения, большой организаторской работы
большевиков набирали силу и мужали. Решающую роль в пропаганде большевистских идей на
Северном Кавказе сыграли газеты «Правда» и «Пролетарий». Росту политической сознательности
трудящихся масс, их революционному просвещению содействовали газета «Ирон» («Осетинская
газета»), выходившая в июле-августе 1906 г., «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета»,
издававшаяся в 1912-1913 гг. в Петербурге С. И. Габиевым. «Заря Дагестана» разоблачала
злоупотребления царской администрации, резко критиковала военно-народное управление,
настойчиво и последовательно пропагандировала идею просвещения дагестанских народов,
ратовала за приобщение горцев к передовой прогрессивной культуре русского народа.
Заметную роль в развитии общественно-политической мысли сыграла деятельность
Дагестанского просветительно-агитационного бюро, объединившего вокруг себя революционное
крыло студенчества и передовую часть интеллигенции. Для широкой пропаганды революционных
идей среди трудящихся просветительско-агитационное бюро стало издавать газету «Илчи»
(«Вестник»), позже - «Чанна Цуку» («Утренняя звезда») — на лакском языке. Деятели бюро У.
Буйнакский, С.-С. Казбеков. Г. Саидов. 3. Батырмурзаев и другие на страницах этих и других газет
пропагандировали прогрессивные идеи, разоблачали антинародную политику Временного
правительства, показывали грабительский характер первой мировой войны. В противовес идеям
панисламизма, пантюркизма и буржуазного национализма революционные деятели Дагестана
пропагандировали идеи интернациональной дружбы и солидарности трудящихся всех
национальностей, вселяли уверенность в конечную победу российского пролетариата и
ликвидацию национального и социального гнета. «Солнце слободы взойдет с Севера», -
предсказывала газета «Илчи» 3 июня 1917 г.
Члены бюро допускали ошибки по вопросам аграрным и государственного устройства,
считали необходимым просвещение народа только на своем родном языке. Но они также ратовали
за развитие национальной культуры тем путем, который «освободит угнетенные нации», сделает
их счастливыми 54.
Такие же просветительские иллюзии имели место и во взглядах общественных деятелей
Кабарды и Балкарии В. Н. Кудашева, И. Кармова, С. Озрокова и особенно М. Абаева. По мнению
М. Абаева путь к культуре, богатству и счастью России лежит только через школу55.
На позициях просветительства стоялп общественные деятели Карачая И. П. Крымшамхалов
и публицист И. Хубиев, адыгейские общественные деятели И Цей С. Сиюхов и многие другие.
Названных общественных деятелей Адыгеи, Карачая и Черкесии, Кабарды и Балкарии объединяла
идея необходимости приобщения горцев к русской культуре. За налаживание взаимоотношений и
дружбы между русскими, чеченцами и ингушами, за просвещение своего народа выступал и
ингушский деятель, А.-Г. Долгиев.
Такие же просветительские- идеи высказывали Б. Далгат, Я. Батырмурзев и др. Б. Далгат
осуждал тех, которые противились распространению русской культуры на Кавказе, отмечал, что
ни одна народность не может жить и развиваться вне связи с другими породами. Народы Кавказа,
писал он, должны заимствовать все лучшее, что приобретено мировой цивилизацией и в первую
очередь русским народом, но «непременно на национальной почве». Б. Далгат считал религию
порождением невежества, а потому полагал возможным преодоление ее идеологии путем
распространения просвещения и научных знаний.
Конец XIX - начало XX в. выдвинуло в Северной Осетии целую группу общественно-
политических деятелей революционно-демократического направления: К. Хетагурова *, Г.
Цаголова, А. Гассиева, Ц. Гадиева, М. Гарданова и других.
Г. М. Цаголов являлся одним из крупных общественно-политических деятелей Северного
Кавказа и высказал ряд смелых взглядов по многим вопросам жизни и быта горцев, нашедших
обобщение в его очерках под общим названием «Край беспросветной нужды» (Владикавказ, 1912).
Анализируя экономическое положение горцев, их безземелье, нищету и бесправие,
причины их тяжелого положения, Г. Цаголов винил в первую очередь существующий строй и
ратовал за его ликвидацию57. Он искренне сочувствовал крестьянской бедноте и «временно-
проживающим» крестьянам, беспощадно бичевал сельских угнетателей, разоблачал налоговую
политику царизма.
Видный общественный деятель Северной Осетии А. Гассиев в начале XX в. выступал как
защитник интересов народных масс, как враг реакции пивнутренней политики царизма. В своих
статьях «Земельно-экономическое положение туземцев и казаков на Северном Кавказе»
(Владикавказ, 1909), и «Сколько и как платим налога»58, он уделил большое внимание критике
земельной и налоговой политики царизма, выступал как непримиримый противник
самодержавного строя и его пособников на местах.
Убежденным последователем русской передовой общественно-политической мысли был Ц.
Гадиев, участник революции 1905-1907 гг., сосланный в Сибирь. Он известен и как автор
революционных стихотворений. Ц. Гадиев в своей статье «Искандер-Герцен» (1912 г.) дал
высокую оценку А. И. Герцену как выдающемуся деятелю русского освободительного движения.
Выдающуюся роль в борьбе с реакционными идеологическими течениями и в развитии
марксистской общественно-политической мысли в Дагестане сыграли Кази-Магомед Агасиев
(1882-1918) и Уллубий Буйнакский (1890-1919). Большое внимание они уделяли раскрытию
социальной сущности и роли религии.
Много внимания У. Буйнакский и другие большевики уделяли критике реакционных
идеологических течений, возникших в начале XX в. в Дагестане, особенно идеологии
контрреволюционной партии «Дагестанский национальный комитет» - партии шариатистов,
опиравшихся на идеологию ислама.
* Общественно-политические взгляды Коста Хетагурова освещены в главе IX настоящего
издания.
Неустанно разоблачая клерикальные и буржуазно-националистические идеи, У.
Буйнакский, К. М. Агасиев и др. разъясняли, что только в тесном братстве и единстве с
революционным пролетариатом России они могут приобрести подлинную свободу, и что
интересы помещиков и капиталистов всех наций враждебны интересам трудящихся.
Как неутомимые борцы за народное дело выступили и общественные деятели Т.Э.
Эльдерханов, А. М. Мутушев и А. Д. Шерипов,
Т. Эльдерханов сделал многое для просвещения своего народа (создал алфавит, боролся за
увеличение числа русских школ, написал буквари, сам преподавал русский язык у себя дома
чеченским детям. Будучи депутатом от горских народов, выступал на заседаниях Государственной
думы с требованием улучшения просвещения колониальных народов). Демократ-
интернационалист Т. Эльдерханов в ходе борьбы за народное дело превратился в страстного
агитатора марксистских идей, в подпольщика-революционера, члена большевистской фракции
Государственной думы, в активного, преданного борца за Советскую власть ".
За дружбу с русским народом, за распространение русской грамоты среди населения
выступал создатель частных школ и переводчик на чеченский язык гимна коммунистов -
«Интернационал» - А. М. Мутушев. Он стал страстным пропагандистом марксистских идей,
подпольщиком-революционером, отдавшим жизнь в борьбе за народное дело.
А. Д. Шерипов в начале XX в. показал себя поборником равенства, братства и мира между
народами, русско-вайнахской дружбы. Демократ Шерипов стал коммунистом, революционером,
соратником и другом Кирова и до конца своей короткой жизни боролся за установление и
упрочение Советской власти на Северном Кавказе.
Таким образом в конце XIX - начале XX в. общественно-политическая мысль народов
Северного Кавказа достигла значительного развития. Под влиянием передовой общественной
мысли России, усиливающегося революционно-демократического движения, распространявшихся
революционных идей большевистской партии на Северном Кавказе оформилось довольно сильное
революционно-демократическое течение, представители которого вели успешную борьбу против
буржуазно-националистической и феодально-клерикальной идеологии и возглавили борьбу
трудящихся масс против царского самодержавия.
В Дагестане и Северной Осетии в начале XX в. оформились свои большевистские
организации, которые и направляли общественное движение. В Кабарде, Балкарии, Карачае,
Черкесии, Адыгее, Чечне и Ингушетии еще не произошло четкое размежевание между
представителями отдельных течений и только накануне Великой Октябрьской социалистической
революции 1917 г. усилилось революционно-демократическое движение, возглавляемое вожаками
народных масс А. Шериповым, Т. Эльдерхановым, Б. Калмыковым и другими деятелями.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...