Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Глава 10.3

3. Промышленность


На уровне развития промышленности Северного Кавказа в период империализма сказались
как общероссийские причины застоя и подъема, так и местные обстоятельства. Ее не обошли
кризис 1901-1903 гг., депрессия 1907-1909 гг. и предвоенный подъем. Но, поскольку и краг почти
не было тяжелой промышленности, сильнее других ощущавшей кризис в начале XX в., поскольку
здесь преобладала обработка сельскохозяйственной продукции, а спрос на нее на внутреннем и
внешнем рынках не снижался, то и кризисные явления здесь ощущались слабее по сравнению с
Петербургом пли Югом. Растущий спрос на нефть, цветные металлы и на цемент в 1909-1914 гг.
очень способствовал развитию соответствующих отраслей промышленности на Северном Кавказе.
Вместе с тем вплоть до 1917 г. в крае существовали такие порядки, которые
способствовали доходам казны, казачьих войск, владельцев земли и рыбопромысловых вод, а
также привилегированного Общества Владикавказской железной дороги, но отрицательно
сказывались на развитии промышленности. Назовем лишь некоторые из них. В 1894 г. была
отменена откупная система при аренде нефтеносной земли. Но арендовать участок в 10 и более
десятин можно было только с разрешения правительства. Соблюдение формальностей и решение
вопроса затягивались иногда на годы. Любой участок можно было арендовать не более чем на 24
года, что не было выгодно арендаторам, они не рисковали вложить в нефтедобычу большие
средства на короткий срок. Значительными были расходы предпринимателей в качестве попудной
платы или долевого отчисления нефтью. О размерах расходов арендаторов-промышленников
легко судить, например, по тому, что только один рыбопромышленник Воробьев уплачивал
наследникам шамхала Тарковского в начале XX в. по 90 тыс. руб. в год, Терское войско в 1892 г.
получало доход от нефтяных, рыбных п соляных промыслов в 28,1 тыс. руб., а через 10 лет - уже
777.3 тыс. руб.41 В гл. VIII уже была показана тормозящая роль Общества Владикавказской
железной дороги в развитии промышленности и транспорта края. Эта роль не уменьшилась и в
начале XX в. Вместе с другим частным Обществом Юго-Восточной железной дороги оно,
например, сорвало строительство важной для Дона и Северного Кавказа казенной железной
дороги Козлов - Прохладная.
Тем не менее промышленность края продолжала развиваться, а некоторые отрасли ее -
довольно быстро.
В первое пятилетие XX в. общее количество фабрично-заводских предприятий выросло на
2,5%, во втором - на 5,8%, в период промышленного подъема этот рост был еще большим, и в 1913
г. фабричной инспекции было подчинено 259 предприятий, тогда как в 1901 г. в крае их числилось
140. Это без учета мастерских, заводов, элеваторов, принадлежавших Обществу Владикавказской
железной дороги.
Увеличение общего количества предприятий сопровождалось п сокращением числа многих
мукомольных, цементных, нефтедобывающих и других заведений, не выдержавших конкуренции
с крупными. Лучшим показателем этого был опережающий рост численности рабочих по
сравнению с количеством предприятий: в 1905-1910 гг. число предприятий выросло на 5,8%, а
число рабочих на 41,6%, объем промышленной продукции - на 67,3%.
В начале XX в. получила дальнейшее развитие железнодорожная сеть Северного Кавказа.
Если в 1908-1915 гг. в стране в целом было построено всего 4,3 тыс. верст железных дорог, то на
долю Северного Кавказа из них приходилось 1200 верст42. С 80-х годов XIX в. край еще не знал
столь бурного железнодорожного строительства. Наряду с развитием Владикавказской были
построены Ейская. Армавиро-Туапсинская и Кубано-Черноморская железные дороги.
Горнодобывающая и нефтяная промышленность. Ведущее место к добывающей
промышленности заняла добыча нефти. Со времени промышленного подъема 90-х годов XIX в.,
когда в нефтедобывающую промышленность Грозненского района хлынули отечественный и
иностранные капиталы, до 1901 г. там было добыто 192 млн пудов нефти. :)то в 60 раз превышало
добычу ее за предыдущие 60 лет. Русские капиталисты Ахвердов, Русановский, Максимов,
Дараган были пионерами нефтедобычи в Грозном. Банкирский дом Ротшильдов в Париже, группа
английских, бельгийских и немецких предпринимателей благодаря близким к царскому двору
дельцам сумели проникнуть в этот район, купить уже действовавшие предприятия и создать
крупные фирмы43.
Хотя иностранные капиталисты буквально рвались в Россию, используя для этого все
средства и цели, из 25,8 млн руб., привлеченных к 1904 г. в грозненское нефтяное дело,
отечественному капиталу принадлежало более половины вложенной суммы - 13,8 млн руб. (53%),
англичанам- 5 млн (19,3%), бельгийцам - 4,3 млн (16,6%), французам - 1,9 млн (7,4%) и немцам -
0,8 млн руб. (3,2%).
Если даже не говорить о сомнительных приемах иностранных коммерсантов, указанное
соотношение опровергает распространенное в иностранной литературе утверждение, что нефтяная
промышленность на Тереке своим возникновением обязана будто бы исключительно
иностранцам44.
Что касается нефтеобрабатывающей промышленности, то наиболее крупными были
заводы: «Русский стандарт» - в Новороссийске, Общество «Ахвердов и К°» и Общество
Владикавказской железной дороги - в Грозном (последний завод, кстати, был и самым технически
совершенным: он был создан талантливым русским инженером Ф. А. Инчиком и обладал
системой теплообмена, чего в ту пору не было даже за границей).
На Кубани же нефтяное дело, напротив, почти заглохло. В 1896 г. у станицы Ильской
действовало лишь 15 неглубоких скважин с малым дебитом, дававших только «тяжелую» нефть,
негодную для переработки, а в 1903 г. «Русский стандарт», дела которого в Грозном шли в гору,
прекратил добычу на Кубани. Другие же иностранные и отечественные фирмы, допущенные к
нефтяным промыслам на Кубани (английский синдикат Эллиота, торговый дом Бедфорда, Русско-
Кавказское общество), и отдельные иностранные дельцы типа Стюарта, Марполакп, Миллера,
Баумгартена ничем себя не проявили и скорее занимались Дискредитацией кубанских
месторождений45, чем способствовали их развитию. Добыча нефти сосредоточилась в
Грозненском нефтепромышленном районе.
В годы предвоенного промышленного подъема усилились темпы раз вития горнозаводской
промышленности. В Майкопе за этот период сложился крупный нефтепромышленный район,
пользовавшийся мировой известностью. За 1910-1913 гг. добыча нефти возросла здесь с 1,4 млн
пудов до 5,3 млн пудов46. За короткое время было подано более 600 заявок на разведку и добычу
нефти в этом районе47 .
В Майкоп с новой силой хлынули российский и иностранный капиталы. Из общей суммы
основного капитала предприятий, принадлежавших англичанам в России в 1910-1914 гг., более
43% падало на нефтяную промышленность Майкопа48. Иностранный капитал овладел почти всей
добычей майкопской нефти49.
Толчком к дальнейшему развитию добычи нефти в Чечне и Ингушетии послужило
открытие богатейших ее запасов в Новогрозненском районе. Только в 1910 г. было подано свыше
2 тыс. заявок на добычу и разведку нефти в Грозненском районе50; здесь в 1913 г. ее добыча
составляла 73,9 млн пудов 51.
В то время как в Баку добыча нефти продолжала падать, на Северном Кавказе она возросла
с 75,5 млн пудов в Г.МП г. до 7Н,8 млн пудов в 1913 г."
Расширилась и нефтеперерабатывающая промышленность. Были сооружены новые заводы,
и в 1914 г. они имели способность переработать всю нефть, добывавшуюся на Тереке и Кубани.
Важнейшей чертой развития нефтяной промышленности было усиление в ней процесса
концентрации и монополизации. В рассматриваемый период 9/10 производительности
промышленности края оказалось в руках крупнейших нефтяных трестов и концернов («Братья
Нобель», «Шелл», «Ойль», «Ахвердов и К°», «Твиди-Айдренс»).
Усилились позиции иностранных капиталов в нефтепромышленности Чечни и Ингушетии,
в которой их доля накануне войны от общей суммы капиталовложений в 71 млн руб. составила:
английских - 36%, российских - 27,2, французских - 18,2, бельгийских - 9,5, голландских - 9,1% 53.
Монополии искусственно взвинтили цены на нефть за десять лет более чем в 6 раз. В 1913 г. В. И.
Ленин, вскрывая сущность «нефтяного голода», писал, что «в России положение невыносимо
именно потому, что у нас вздорожание неизмеримо сильнее как раз для нефти, а вместо роста
производительности застой... что вместо широкого, свободного, быстрого развития капитализма
мы видим застой и гниение» 54.
Скачок в добыче нефти основывался па техническом перевооружении промыслов. В
Грозном в начале XX в. эксплуатировалась 51 буровая скважина. Денно и нощно работали 149
паровых двигателей, действовали 120 километров трубопроводного хозяйства; 57 железных
резервуаров, несколько насосных станций, много котельных, электростанции, наливные эстакады.
Нефтяные и торгово-транспортные фирмы поставили на рельсы Владикавказской железной дороги
2844 наливных вагона55, приобрели шхуны, нефтеналивные пароходы, наливные баржи для
перевозки товаров по морям и рекам, построили склады и пристани, открыли агентства.
Но на фоне этих достижений мрачным вестником капитализма явились грандиозные
пожары, озарявшие ночное небо и окрестные горы. Во время пожаров гибли многие рабочие.
Загублена была и смелая по техническому замыслу система теплообмена. Огромные озера нефти в
перегороженных оврагах отравляли окружающую среду. В ожесточенной конкурентной борьбе
капиталисты скрывали друг от друга результаты бурения. Отсюда - хищническое использование
нефтеносных земель.
Грозненская нефть относится к редкому на земном шаре виду: в ней много легких частей
(бензина, лигроина) и в большом количестве содержится парафин, к чему на мировом рынке
пробуждался особый интерес. Отечественные специалисты Ф. А. Инчик п К. В. Харичков
обогатили науку разработкой теоретических основ промышленного производства ценных
продуктов из нефти. По их проектам сооружались оригинальные для того времени установки56. В
90-х годах XIX в. при их участии в Грозном открылось Отделение Русского технического
общества, с которым связана также деятельность таких выдающихся русских геологов, как Е. М.
Юшкин и И.Н. Стрижаков.
Возникла отраслевая организация крупного капитала - Съезд терских
нефтепромышленников.
Успехи дела вызвали яростную борьбу. Бакинские короли нефти увидели в Iрозном
опасного соперника. На страницах бакинских газет развернулась антигрозненская кампания57.
Братья Нобель проявили небывалое усердие, провалив в 1896 г. проект строительства
нефтепровода Грозный - Черное море58, в чем проявилась их откровенно хищническая политика
монополистов. Общество Владикавказской железной дороги, в свою очередь, оказывало давление
на владельцев грозненских предприятий, диктуя свои условия фирмам. Острая конкурентная
борьба в нефтяной промышленности шла и между грозненскими фирмами.
Одним из первых в истории российского монополистического капитализма документально
оформленных соглашений монополистического типа был синдикат основных грозненских
нефтедобывающих фирм «Ахвердов и К°», «Шпис» и «Англо-русское Максимовское общество», -
возникший в 1902 г. в условиях жесточайшего торгово-промышленного кризиса. Заключенный без
всякого содействия со стороны государства, синдикат в силу противоречий распался уже в октябре
1903 г. Несмотря на кратковременный характер, данное объединение, нацеленное против мелких
заводовладельцев и Общества Владикавказской железной дороги, положило начало «единой
политике» крупных грозненских фирм и как бы открыло собой вереницу соглашений подобного
рода в различных отраслях промышленности. В истории терской нефтяной промышленности
соглашение явилось своеобразным рубежом, после которого она стала терять присущие ей в 90-х
годах XIX в. локальные, местные черты, утрачивать ореол «блестящей изоляции» и превращаться
в составную часть сложнейших комбинаций в мировой нефтяной промышленности.
Сдвиги наметились и в организации серебросвинцового и цинкового производства: было
учреждено смешанное русско-бельгийское акционерное горнопромышленное химическое
Общество «Алагир», 80% акций которого оказались в руках иностранного капитала 59.
Учитывая спрос мирового рынка, Общество «Алагир» закрыло старый серебросвинцовый
завод, наладило плавку цинка на новом заводе и приступило к постройке рудообогатительной
фабрики в Мизуре.
Начался промышленный ажиотаж, на производство разведки месторождений полезных
ископаемых было выдано 31 разрешение60. За предвоенное пятилетие добыча серебросвинцовых
руд в Северной Осетии возросла на 15%, производство цинка - в 2,6 раза, свинца - в 3,2 раза61.
Добыча руды производилась и в Карачае: на р. Индыш был построен серебросвинцовый
рудообогатительный завод, лаборатория и другие сооружения, но «вследствие затруднительного
материального положения общество временно прекратило свои действия» 62.
Частично горнорудная лихорадка была подхлестнута хищническими устремлениями
капитала из-за рубежа.
Приток иностранного капитала в горное дело края в какой-то мере Ускорил процесс его
развития, однако не он определял его облик. Иностранный капитал вынужден был лишь
приспосабливаться к уже идущему хозяйственному развитию Северного Кавказа.
1 Ленин В. Л. Поля. собр. соч. Т. 3.С. 594.
2 Tам же. С. 594-595.
3 Там же. С. 59'..
4 Там же. С. 395.
5 Там же. С. 395.
6 Ленин В. //. Поли. собр. соч. Т. 4, С. 85. 86.
7 Ленин В. //. Поли. собр. соч. Т. 21.С. 307.
8 Общий свод по империи результатов разработки данных Первой переписи населения,
произведенной 28 января 1897 года. СПб.. 1907. Т. 2. С. XV, XXIV. XXV, XXVIII-XXX.
9 Там же. Т. 1. СПб., 1905. С. II-IV.
10 Кубан. сб. на 1910 год. Екатеринодар, 1910. С. 119.
11 Сборник статей по истории Адыгеи. Майкоп, 1976. С. 191.
12 История Дагестана. М., 1968. Т. 2.С. 265.
13 История Кабарды. М.. 1957. С. 152.
14 Дубровский С. М. Сельское хозяйство и крестьянство России в период империализма. М., 1975.
С. 215.
15 ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 1640. Л. 505.
16 Ленин В. П. Поли. собр. соч. Т. 3.С. 223.
17 Шацкий П. А. Сельское хозяйство в Предкавказье. Л., 1970. С. 205.
18 Там же. С. 200.
19 Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и
некоторых иностранных государств. Год третий. СПб., 1909. С. 174.
20 Шацкий П. А. Указ. соч. С. 149.
21 ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 1236. Л. 39. : Шацкий Л А. Указ. соч. С. 178.
23 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 376.
24 Там же. С. 166.
25 Магомедов Р. М. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. Махачкала, 1968. С.
303: История Се-веро-Осетнпской АССР. М.. 1959. С. 206; Адыгейская автономная область.
Майкоп, 1947. С. 106; Кулиш И. Расслоение кубанского казачества в конце XIX и начале
XX в. // Тр. Кубанского пединститута. Краснодар, 1930. Т. 1 (4). С. 102-105; Хасбулатов А. II.
Чечено-Ингушетия накануне первой русской буржуазно-демократической революции.
Грозный, 1963. С. 35.
26 Статистика Российской империи. СПб., 1906. Вып. 61: Военно-конская перепись 1903-1904 гг.;
Изв. СК НЦ ВШ. Общественные науки. 1976. № 3. С. 96. Максимов Евг., Вертепов Г. Туземцы
Северного Кавказа: Чеченцы. Владикавказ, 1894. Вып. 2. С. 82-83.
27 Кузницкий С. Аграрный вопрос в Ставропольской губернии: (Статистический отчет).
Ставрополь, 1921. С. 30.
28 Гриценко Я. П. Заметки о деятельности Арамовской комиссии // изв. ЧИНИИ. Грозный. 1965.
Т. 4. вып 1 С 171.
29 История Дагестана. Т. 2. Г. 271-272
30 ЦГИА ГССР. Ф. 13. Он. 7. Д. 2г,г,г, Л. 3-4.
31 См. отчеты и обзоры по областям и губерниям Северного Кавказа за соответствующие годы
в «Терских ведомостях». «Кавказских календарях» и сборниках.
32 Ленин В. Л. Поли. собр. соч. Т. 26 С. 318.
33 ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 298. Л. 126; Мелкий кредит и учреждения его вообще и в
Ставропольской губ. в частности. Ставрополь. 1906. С. 47; История Кабардино-Балкарской АССР.
М., 1967. Т. 1. С. 368.
34 Кубань сб. Екатеринодар. 1913. Т. 18. С. 447.
35 Тр. Второго съезда представителей учреждений мелкого кредита Кубанской области с
19 по 24 октября 1908 г. в Екатеринодаре. Екатеринодар, 1909. С. 70-72; Терский календарь
на 1912 г. Владикавказ. 1911. Вып. 21. С. 170; Тр. Второго Ставропольского съезда
представителей учреждений мелкого кредита в губернии и г. Ставрополе 15—18 февраля 1913
г. Ставрополь 1914. С. 90. (Подсчет мой.- Авт.)
36 Журн. Союз потребителей. 1917. № 1. С.'35-36.
37 Журн. Союз потребителей. 1917. № 1. С. 35.
38 Кубань. сб. Т. 18. Табл. 3.
39 См.: Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и
некоторых иностранных государств. Год 1-4. СПб., 1907-1910.
40 Кубан. сб. Т. 18. Табл. 2; См.: Сборник статистико-экономическпх сведений... Год 1—4.
41 Шигабудинов М. Ш. Борьба рабочих Северного Кавказа накануне и в период революции
1905-1907 гг. Махачкала. 1964. С. 35-36.
42 История СССР. М., 1968. Т. 5. С. 270. Подробно о железнодорожном строительстве па
Северном Кавказе см.: Журавлев В. В. Нов ли миф о «наводном капитализме»? // Учен. зап.
Мое. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина.
1966. № 249; Серый Ю. И. От чугунки до советской магистрали // Перо-гон в столетие. Ростов н/Д,
1964; Шигабудинов М. Ш. Рабочее движение на Северном Кавказе в годы нового революционного
подъема и первой мировой войны (1910 - февраль 1917). Махачкала. 1970. С. 24-28.
43 ЦГИА СССР. Ф. 23. Оп. 25. Д. 204. Л. 78 об.
44 «Альфред Стюарт... открыл нефть в Грозном на Кавказе»,— писали Е. Т.Девенпорт и
Сидней Р. Кук (Нефтяные тресты и англо-американские отношения. М., 1925. С. 56).
45 Дубовицкии М. М. Иностранный капитал в нефтяной промышленности Кубанской области (60-
70-е годы XIX в.-1920 г.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 1966. С. 12.
46 См.: Кавказский календарь на 1912 г. Тифлис, 1911. С. 285; Отчет кавказского горного
управления за 1913 г. Тифлис, 1УН. С. 120-180.
47 Отчет начальника Кубанской области за 1910 г. Екатерпподар. 1911. С. 182.
48 Дубовицкий Л/. Л/. Иностранный капитал в нефтяной промышленности Кубани // Об
особенностях империализма в России. М., 1963. С. 371.
49 Пономарев К. П., Штейнер С. Л. Очерки истории нефтяной промышленности Кубани. М., 1958.
С. 65-71.
50 Отчет начальника Терской области за 1910 г. Владикавказ, 1911. С. 11О.
51 Отчет окружного инженера за 1913 Г.//ЦГА СОАССР. Ф. 169. Оп. 1. Д. 14. Л. 2/1.
52 ЦГИА ГССР. Ф. 264. Оп. 1. Д. 4580. Л. 30, 142. 229; Отчеты начальника Терской области за
19Ю-1913 гг. Владикавказ, 1911-1914. С. 96-111;
Кавказский календарь на 1912— 1915 гг. Тифлис. 1911-1911 С. 285-400 (подсчет мой-
Авт.)
53 Колосов Л. Н. Монополии и иностранный капитал в Нефтяной промышленности
Грозненского района (1890 - февраль 1917 г.). Л., 1975. С. 31-32.
54 См.: Ленин В. И. Пол п. собр. соч. Т. 23. С. 35.
55 Газ. Каспий. 1899. № 162. По данным Е. М. Юшкина, на рельсы было поставлено 3240 вагонов.
См.: Юшки н Е. Л/. Начало грозненской нефтепромышленности в очерках. Екатеринодар, 1909. С.
46-47.
56 Пнчик Ф. А. К вопросу о вывозе грозненской сырой нефти // Со. тр. Терского отделения
Русского технического общества 1901 г. Владикавказ, 1902. Вып. 1. С. 30-40.
57 Юшкин Е. М. Указ. соч. С. 12; газ. Киспий. 1895. № 201.
58 ЦГА СОАССР. Ф. И. Оп. 58. Д. 1197; ЦГИА СССР. Ф. 37. Оп. 66. Д. 2377.
59 Джанаев А. К. Забастовка рабочих Садона 1897 г. Орджоникидзе, 1968. С. 20-21.
60 Материалы по истории Осетии. Дза-уджикау, 1950. Т. 3. С. 137.
61 ЦГИА ГССР. Ф. 264. Оп. 1. Д. 5824. Л. 1-2. (Подсчет наш.-Авт.)
62 ЦГИА СССР. Ф. 1282. Оп. 3. Д. 447. Л. 68 об.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...