Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Глава 9.3

3. Культурно-просветительские учреждения. Развитие периодической печати


Культурно-просветительские учреждения. Во второй половине XIX в. в результате
происходившего социально-экономического и культурного развития на Северном Кавказе
появляются культурно-просветительские учреждения: библиотеки, типографии, книжные лавки и
др. Одна из первых общественных библиотек была открыта в Ставрополе в 1868 г. Во
Владикавказе в 1847 г. была открыта библиотека при Терском областном правлении, в 1895 г. -
библиотека при общественном собрании в Темир-Хан-Шуре. В 1895 г. основаны общественные
библиотеки в Майкопе и во Владикавказе, в 1890 г. публичная библиотека в Порт-Петровске и
библиотека Дагестанского областного статистического комитета. В эти же годы появляются и
школьные библиотеки. Первой по времени возникновения в Дагестанской области была
библиотека Темир-Хан-Шуринской окружной горской школы, открытая в 60-х годах. Позже была
открыта библиотека с небольшим книжным фондом при школах Порт-Петровска и Дербента, а
также сельских школах Кумуха, Ахты и др. Естественно, что эти библиотеки были не в состоянии
удовлетворить нужды местного населения в книгах. Ими могло пользоваться ограниченное число
лиц. И тем не менее библиотеки, особенно публичные, сыграли прогрессивную роль в развитии
культуры народов Северного Кавказа. Особенно заметна выдающаяся в этом плане роль
общественной библиотеки Ставрополя. Выдающийся русский революционер Герман Лопатин,
занимая должность библиотекаря, стремился превратить ее в просветительский центр
прогрессивной учащейся молодежи. В начале 1869 г. директор Ставропольской гимназии Л. Л.
Марков в донесении попечителю Кавказского округа писал: «Посещая не раз публичную
библиотеку, я всегда находил в ней много наших воспитанников и еще более семинаристов. Все
они выбирали себе для чтения весьма пикантные вещи. На первом плане были, разумеется,
журналы „Дело", „Искра" и т. д. или книги вроде Добролюбова, Чернышевского, Михайлова. Мне
казалось всегда, что если в ставропольской гимназии, хотя, к счастью, весьма редко, попадаются
иногда молодые люди с превратным, так называемым отрицательным направлением, то причину
этого надо искать положительно в здешней публичной библиотеке» 20.
Со временем и другие библиотеки края становятся источником проникновения п
распространения на Северном Кавказе революционных идей. Как отмечал В. И. Ленин, «эпоха 60-
х п 70-х годов знает целый ряд начавших уже идти в „массы" бесцензурных произведений печати
боевого демократического и утопически-социалистического содержания»21.
Большое культурное значение имело создание врачебных и фельдшерских пунктов,
госпиталей, лазаретов. Гуманным отношением и самоотверженным трудом содействовали русско-
кавказскому сближению прогрессивные русские врачи — практиковавший в Дагестане с 1844 г. (и
до своей кончины в 1897 г.) выпускник Петербургской Медико-хирургической академии И. С.
Костемеревский, Э. С. Андреевский, познакомившие горцев с применением хинина для лечения
малярии, А. И. Дроздовский, занимавшийся врачебной деятельностью в Кабарде и Балкарии, и
многие другие.
В конце XIX в. в городах края и крупных населенных пунктах проводятся телеграфные
линии, в связи с чем существовавшие до этого почтовые отделения были преобразованы в
почтово-телеграфные. Возникли скаковые общества, общества любителей охоты, любителей
велоспорта и др.
Стали создаваться первые музеи. В 1893 г. началась организация Терского
естественноисторического музея, а до этого еще в конце 60-х годов был основан Пятигорский
геологический музей.
Периодическая печать. До возникновения печати на Северном Кавказе местное население
выписывало газеты, журналы и книги из городов центра страны или из Тбилиси, и спрос этот
возрастал. Если в 873 г. владикавказские жители получали 75 наименований газет и журналов (в
том числе 24 иностранных) в количестве 885 экземпляров, то в 1883 г. жители города получали
уже 1950 экземпляров22. Но изменившаяся жизнь требовала создания прессы на Северном Кавказе,
и в этом первостепенное значение имело создание местных типографий.
В 1871 г русские литографии имели воинские соединения, дислоцированные в Темир-Хан-
Шуре, Чирюрте, Дешлагаре и других местах, в 1885 г. открыта литография Дагестанского полка в
Хунзахе. Стали появляться и частные типографии: в 1873 г. Белявский открыл типографию в
Дербенте, А. Михайлов в 1876 г. - в Порт-Петровске и в 1879 г. в Темир-Хан-Шуре. Затем
появились типографии В. Сорокина в Темир-Хан-Шуре (1893 г.) и Мельниковой - в Дербенте
(189о г.). В 1879 г. во Владикавказе мещанином 3. И. Шуваловым была открыта первая в городе
частная типография. Еще раньше типографии были открыты в Ставрополе, Екатеринодаре и
других городах.
Вовлечение Северного Кавказа в общероссийское освободительное движение выразилось и
в создании здесь нелегальной типографии, которая первоначально находилась во Владикавказе, а
летом 1881 г. была перевезена в Екатеринодар.
Периодическая печать на Северном Кавказе выходила в разных формах - в виде газет,
сборников, календарей.
Первенец северокавказской периодической печати, газета «Ставропольские губернские
ведомости», выходившая с 1850 г., печатала в 50-60-е годы много разнообразных сведений о
народах Северного Кавказа, но центр публикации периодических изданий, содержащих материалы
по этнографии, истории, экономике и культуре Северного Кавказа, в начале второй половины XIX
в. находился еще в Тифлисе, где размещалось кавказское наместничество, без ведома которого не
выходил ни один из органов кавказской печати.
Во второй половине XIX в. в связи с ростом социально-политических, хозяйственных,
административных и культурных потребностей периодические издания появляются во
Владикавказе, Екатеринодаре и в других городах Северного Кавказа: «Кубанские войсковые
ведомости» (с 1863г.), «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар), «Терские областные
ведомости» (Владикавказ, с 1868 г.), «Кубань» (Екатеринодар, в 1883-1885 гг.).
С 80-х годов появляются и частные газеты. В 1881-1882 гг. во Владикавказе издается
«Владикавказский листок объявлений» - первая частная газета на Северном Кавказе. В 1882 г. она
была передана учителю Владикавказского училища И. А. Веру. Теперь газета выходила под
названием «Терек». В ней помещались разнохарактерные материалы, в том числе и статьи,
вызвавшие недовольство местных властей. В связи с этим редактор неоднократно предупреждался
за помещение статей, «явно клонящих к подрыву доверия населения к правительственным
властям», а в апреле 1886 г. газета была запрещена ".
В Ставрополе с 1884 г. издавалась частная газета «Северный Кавказ», во Владикавказе -
«Казбек» (с 1895 г.) и «Новый Терек» (с 1894 г.), имевшие преимущественно либерально-
буржуазное направление.
Рупором православной церкви на Северном Кавказе были «Кавказские епархиальные
ведомости» (с 1867 г. в Ставрополе) и «Владикавказские епархиальные ведомости».
Именно в периодической печати публиковались историко-этнографические,
экономические, публицистические и иные материалы, статьи, документы, касавшиеся Северного
Кавказа и их соседей - русского казачьего населения станиц. Передовые деятели русского и
горских народов использовали страницы периодики для публикации материалов, освещавших
различные аспекты социально-экономической и духовной жизни горских народов. На страницах
местной русской печати протекало развитие прогрессивной общественно-политической мысли
горцев. Прогрессивные деятели из горцев использовали печать для налаживания связей и
плодотворных контактов между передовыми людьми Северного Кавказа я России.
Общественно-политическое положение в стране и крае, участие в органах печати носителей
тех пли иных воззрений определяло различие в направлениях газет или журналов. Официальные
газеты как органы местных царских властей в основном тенденциозно излагали факты и сведения,
нелестно отзывались о горцах, высказывая в их адрес различные оскорбительные эпитеты и
порицания. Не случайно К. Хетагуров назвал газету «Терские ведомости» по принятому в ней в
конце 80-90-х годах направлению «ведомостями мерзкими». Не отставали от официозов и
некоторые частные газеты. В 1890 г. газета «Северный Кавказ.) проповедовала
антиреволюционную теорию «малых дел», выступала со злобными порицаниями революционно-
демократических произведений Н. В. Шелгунова.
Однако в местных газетах, особенно в период сотрудничества в них передовых деятелей
горских пародов и русского общества, публиковались и статьи по злободневным вопросам
русской и горской действительности. В 1868-1871 гг. выдающуюся роль в развитии истории и
этнографии горцев, в формировании горской интеллигенции играла газета «Терские ведомости»,
редактором которой в эти годы был демократически настроенный, талантливый журналист А.-Г.
Кешев24. Газета «Северный Кавказ» в 1893-1897 гг., когда в ней работал ответственным
сотрудником К. Л. Хетагуров, стояла на прогрессивно-демократических позициях. Интересные
материалы о жизни народов Северного Кавказа продолжали печататься в издававшихся в Тифлисе
и Баку газетах «Кавказ», «Новое обозрение» (с 1894 г.), «Тифлисский листок» (с 1878 г.),
«Каспий» (с 1880 г.) и др. Во 2-й половине XIX в. по Северному Кавказу расходились такие
газеты, как «Кавказ», «Новое обозрение» (с 1894 г.), «Тифлисский листок» (с 1878 г.), «Каспий»
(Баку, с 1880 г.). В них публиковались важные материалы культурно-исторического п
политического характера о жизни народов Северного Кавказа.
С 1868 по 1881 г. при Кавказском горском управлении в Тифлисе вышло 10 томов издания,
специально посвященного истории и этнографии народов Кавказа, - «Сборник сведений о
кавказских горцах». Редактором издания был Н. И. Воронов, который ранее (1861 г.) общался с
корифеями русской эмиграции - А. И. Герценым и Н. П. Огаревым 25. В сборниках впервые были
напечатаны некоторые собрания адатов кавказских горцев, сказания о нартах. Для материалов
сборника характерно доброжелательное освещение истории горцев. Важные статьи по истории и
этнографии народов Северного Кавказа печатались также в «Сборниках материалов для описания
местностей и племен Кавказа» (с 1881 г.), а также «Записках» (с 1852 г.) и «Известиях» (с 1872 г.)
Кавказского отдела имп. Русского географического общества. Издавались «Кавказский сборник»
(с 1876 г.), «Кавказский календарь» (с 1845 г.), «Сборник сведений о Кавказе» (1871-1885 гг., 9
выпусков), журнал «Юридическое обозрение» (1881-1886 гг., 17 томов), «Медицинский сборник»
Кавказского медицинского общества (с 1866 г.) и др.
Серийные и периодические сборники и календари в описываемое время стали издавать
областные органы царской администрации на Северном Кавказе. Это такие издания, как
«Кубанский сборник» (с 1883 г.), «Терский сборник» (с 1890 г.).
Однако во второй половине XIX в. на Северном Кавказе еще не было национальной печати.
Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в общественной жизни народов
многоплеменного Северного Кавказа, поступательное развитие культуры находили отражение на
страницах местной русской печати. Русская периодика на Северном Кавказе была средством
выражения и важным стимулятором развития общественно-политической мысли горцев.
Периодика помогла правильно ориентировать горцев в их отношении к «двум культурам», «двум
Россиям».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...