Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Глава 9.2

2. Просвещение


Русские школы и их роль в развитии светского образования на Северном Кавказе. Во
второй половине XIX в., особенно после утверждения в 1859 г. «Устава горских школ», на
Северном Кавказе значительно увеличилось число школ, возросло количество обучающихся в них
детей.
В Дагестанской области в г. Дербенте продолжало функционировать ранее открытое
уездное училище и мусульманская школа. В 1851 г. в мусульманской школе обучалось 56
учащихся, из них 8 жителей Дербента, остальные 48 учеников из разных уголков Дагестана. В
1855 г. из Дербента мусульманская школа была переведена в Темир-Хан-Шуру. а с 1861 г. эта
школа была объединена с Темир-Хан-Шуринской окружной горской школой. При школе был
учрежден пансион на 65 учеников, из них 40 казеннокоштных, в том числе 25 горцев «из
почтенных фамилий» Дагестана и 15 детей русских чиновников. 25 воспитанников пансиона
школы содержались за счет средств, находившихся в распоряжении кавказского наместника, и
средств родителей. В последующие годы число обучающихся в школе увеличилось. Однако
вследствие крайней ограниченности программы трехклассная школа не могла служить
подготовительной ступенью для поступления воспитанников в средние учебные заведения.
Возникла необходимость открытия нового учебного заведения. «Ввиду того значения, которое
имеет воспитание дагестанских горцев в наших учебных заведениях, - писал начальник
Дагестанской области наместнику на Кавказе в 1869 г., - и при увеличивающемся год от годе
стремлении самих горцев отдавать детей своих в эти заведения, а также для предоставления
здешнему служащему сословию русских офицеров и чиновников возможности дать своим детям
первоначальное образование... преобразование Темир-Хан-Шуринской горской школы в
прогимназию с пансионом, с соответствующим потребности числом воспитанников для русских
детей и горцев, представляется неотложной необходимостью». Темир-Хан-Шуринская
прогимназия была открыта в сентябре 1874 г. в составе подготовительного и первого классов.
Второй, третий и четвертый классы открылись в 1875-1877 гг. Это было самое крупное учебное
заведение в области, в котором в конце 70-х годов обучались 221 человек6. В конце 60-х годов
окружная горская школа была открыта в г. Нальчике с двумя классами и двумя
подготовительными отделениями. При школе имелся пансион, содержащийся за счет казны (50%)
и кабардинской общественной суммы7.
В 1861 г. в г. Владикавказе на базе Новагинской школы военных воспитанников
(переданных в 1857 г. в ведение Тенгинского полка) было открыто горское окружное училище.
Кроме того, в Осетии во второй половине XIX в. были открыты 38 церковно-приходских школ, в
которых обучалось 3828 человек, среди которых было и очень незначительное число осетинских
девушек. Понятно, что царизм, насаждая миссионерские школы в Осетии, преследовал
определенные цели. Но объективно и эти школы приносили положительные результаты,
способствовали росту грамотности.
В Чечено-Ингушетии были открыты две горские школы: в 1863 г. в Грозном -
трехклассная, один из которых был подготовительным, и в 1870 г. в Назрани - одноклассная с
подготовительным отделением. При этих школах имелись пансионы. Количество учеников
колебалось в пределах 150 человек.
В 1886 г. в Майкопе, а в 1888 г. в Лабинске были открыты горские школы, дававшие знание
в объеме двухклассного начального училища, где в основном обучались дети адыгов.
В 60-80-х годах XIX в. несколько школ было открыто и при военных частях. Такие школы в
Дагестане существовали в с. Ахты (при линейном батальоне), Дешлагаре (при 83-м Самурском
пехотном полку), Темир-Хан-Шуре, а с 1858 г. в с. Ишкарты (при Апшеронском полку), вI
Нижнем Дженгутае (при Дагестанском конно-иррегулярном полку). В некоторых из этих школ
обучались и дети горцев. В то же время стали открываться и сельские школы. В 1861 г. были
открыты школы в с. Ахты Самурского округа на 44 человека, в с. Кумух Казикумухского округа -
на 15 человек, среди которых была и одна девочка 8, в 1870 г. - Двухклассные школы в Чирюрте,
Касумкенте, Дешлагаре, Кумухе, Маджалисе, одноклассные - в Аксае, Костеке, Карабудахкенте,
Хунзахе, Хаджал-Махи, Каякенте, Ботлихе, Гумбете, Телетлп, Левашах, Кафыркумухе и др.
В 1875 г. были открыты школы в с. Кучмазукино (ныне Старая крепость), Куденетово 1-е
(Чегем 1-й), Шарданово (Шалушка). Через три года из-за отсутствия материальных средств эти
школы закрылись, и до середины 90-х годов XIX в. в кабардино-балкарских селах школ не было. В
1895 г. по инициативе жителей с. Коголкино (Урух) было решено на своп средства открыть
«школу грамотности». Эта инициатива была подхвачена жителями многих сел. За 5 лет (с 1898 по
1902 г.) в Кабарде и Балкарии в с. Абаево (с. Урожайное), Ахлово (Нижний Курп), Атажукино 1-е
(Залоково), Атажукино 2-е (Кызбурун 1-й), Анзорово-Кайсин (ст. Лескен), Аргудан, Касиево (с.
Баксаненок), Кучмазукино и др. были открыты школы - всего в 27 селах, в которых обучалось 522
ученика. В 1876 г. были открыты одноклассные школы в адыгейских селениях Суворово-Черкеске,
Хаштуке, позже в Хапурино-Забле. В Карачае первая советская школа была открыта в 1878 г. в
ауле Учкулан (рис. 2), в следующем, 1877 г. - первая горская школа в ногайском ауле
Мансуровском. Позже появились школы в Биберовском, Дударуковском и других аулах.
В 60-е годы в Дербенте и Темир-Хан-Шуре были открыты первые женские учебные
заведения. Основной целью их была подготовка хороших домашних хозяек. Кроме обучения
чтению и письму, четырем действиям арифметики, «закону божьему», в этих школах обучались
также рукоделию (шитью, вязанию и пр.), приготовлению пищи, выпечке хлеба, стирке белья и т.
д. В 1875 г. вместо бесплатной женской школы в Темир-Хан-Шуре открывается четырехклассная,
а с 1880 г. - пятиклассная прогимназия. В эти же годы в Дагестанской области было открыто
несколько (просуществовавших недолго) частных школ. Одна из них была открыта в Дешлагаре
(ныне Сергокала) женой начальника 21-й пехотной дивизии С. Я. Петровой. Но в связи с
переводом штаба дивизии в Порт-Петровск школа была закрыта. В 1860 г. в Нальчике была
открыта бесплатная женская школа для детей русских поселенцев. В 1865 г. в Пятигорске по
инициативе А. О. Смирновой была открыта первая и единственная женская школа, которая
существовала исключительно на благотворительные средства. В 1897 г. школа была
преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения 9.
В 1862 г. А. Калоев на свои средства во Владикавказе открыл начальную школу для
обучения осетинских девушек. Позже эта школа была преобразована в трехклассное Ольгинское
училище10. «Школа эта, - писал К. Хетагуров, - находилась в г. Владикавказе, умственном и
административном центре осетин, оказала самое благотворное влияние на положение женщин в
Осетии. Из стен этого заведения вышли десятки интеллигентных осетинок, примерных тружениц-
матерей семейства, народных учительниц» 11. И все же предпринятые для обучения девочек шаги
были ничтожно малы даже для русского населения и осетин-христиан, не говоря уже о других
народах Северного Кавказа.
Население Северного Кавказа, как русское, так и горское, проявляло заботу и об открытии
специальных учебных заведений - сельскохозяйственных школ, ремесленных, реальных училищ, -
но часто от правительственных органов получало отказ. Однако полностью игнорировать
потребности в специальных учебных заведениях власти не могли, ибо и сами в них нуждались.
Первые такие заведения были открыты в административных центрах, затем появились в крупных
станицах и селах. Велико значение Баталпашинского училища в подготовке кадров. В некоторых
из них обучались и дети горцев. В открытом в 1874 г. во Владикавказе ремесленном училище в
1876 г. обучалось 18 горцев.
Небольшое число горцев обучалось и в трех ремесленных училищах Ставрополья. В 1897 г.
при Учкуланском училище было создано ремесленное отделение, где обучались столярному и
токарному делу не только ученики, но по желанию и более взрослые жители села. Примеру
Учкулана вскоре последовали и другие населенные пункты Баталпашинского отдела.
Плодопитомники, пасеки, участки для выращивания лучшего зерна появились и при школах
Черкесии. Полезный вклад в подготовку специалистов сельского хозяйства в крае внесла ферма
агронома Бушеке - специальная сельскохозяйственная школа, рассчитанная на 40 учеников. Она
располагалась в ингушском с. Базоркпно. В 1870 г. в Темир-Хан-Щуринской школе было введено
обучение столярному и токарному ремеслу, а с 1872 г. - садоводству и огородничеству. С 1890 г.
занятия по пчеловодству проводились в Касумкентской и других сельских школах Дагестана.
Были сделаны попытки наладить на Северном Кавказе и подготовку педагогических кадров. По
инициативе К. X. Атажукина и других передовых людей Кабарды и Балкарии в 1866 г. в Нальчике
были организованы педагогические курсы. В 1880-1881 гг. в Темир-Хан-Шуре открылось
реальное училище, являвшееся первым средним учебным заведением. В 1897 г. на базе
прогимназии в Темир-Хан-Шуре была открыта женская гимназия.
К средней школе приравнивались, кроме Ольгинского женского приюта, Владикавказская и
Ардонская духовные семинарии, открытые в 1887 г. Следует особо подчеркнуть, что эти
семинарии вопреки ожиданиям самодержавия объективно сыграли прогрессивную роль.
Большинство окончивших их пошли не в церковь, а в школы. В последней четверти XIX в. во
Владикавказе, Дербенте и других местах были открыты так называемые воскресные школы, в
которых обучались взрослые. Первую попытку открыть воскресную школу в Ставрополье
предпринял Я. М. Неверов.
Для горских детей были открыты вакансии в Ставропольской гимназии, а с 1869 г. и в
Бакинской (впоследствии преобразованной в реальное училище). В 1868-1888 гг. в Бакинскую
гимназию из Дагестана были отправлены 47 человек. В 1899 г. для детей горцев Дагестана
учреждены были стипендии в Тифлисской фельдшерской школе. Однако наиболее заметную роль
в просвещении и культурной жизни горских народов Северного Кавказа сыграли
Екатеринодарская и особенно Ставропольская гимназии, при которых, как отмечалось выше, еще
в середине века были организованы пансионаты, куда устраивались дети горской знати.
Ставропольская гимназия сыграла в обучении и воспитании детей горцев важнейшую роль.
В 1850 г. в гимназии обучалось 185 учеников, из них всего 11 горцев. С 1850 по 1887 г. в гимназии
прошли обучение 7191 человек, в том числе 1739 горцев. В конце XIX в. число учеников
Ставропольской гимназии превышало 800 человек, среди них 43 гимназиста из Дагестана, 21
человек из Терской области, 18 человек из Кубанской области, 6 человек из Закатальского округа,
а всего 97 учеников. Из стен Ставропольской гимназии вышли выдающиеся деятели культуры -
просветители Коста Хетагуров, Адиль-Гирей Кешев, Чах Ахриев, Инал Кануков, Кази Атажукин,
С.-Б. Абаев, А.-Г. Долгиев, А. Т. Ахриев и др.; видные революционные и общественные деятели Г.
А. Лопатин, М. Ф. Фроленко, М. И. Брусиев, А. Ф. Михайлов, большевик, «красный губернатор»
В. Старосельский, видный общественный деятель Дагестана Д. Коркмасов и др.
Выпускники Ставропольской гимназии были посланы в высшие учебные заведения
Москвы, Петербурга и Харькова и другие крупные города России. В 1869 г. стипендиатами были
приняты: на юридический факультет Московского университета - А. Г. Кешев, в Петербургский
институт путей сообщения - Ислам Дударов, Петровскую академию - Сафар-Али Урусбиев,
Харьковский университет - А. Келеметов, в Петербургскую Медико-хирургическую академию -
М. Арабилов и др. В последующие годы число горцев, обучавшихся в высших учебных
заведениях, несколько увеличилось.
Несомненно, просвещение на Северном Кавказе достигло бы еще больших результатов,
если бы правительство не было противником народного образования. «Не прав ли я был, -
спрашивал В. И. Ленин, - целиком и всемерно, когда сказал, что правительство - величайший враг
народного просвещения в России?» 12 В конце XIX в. в Дагестанской области насчитывалось всего
26 школ, в Чечне и Ингушетии и в Кабарде – 3-5, Адыгее - 7 школ, г. Балкарии - ни одной. По
переписи 1897 г., грамотность населения Дагестана составляла 9,2%, Адыгеи - 7, Карачая - 4,6,
Кабарды - 3,2, Балкарии - 1,4% 13. На нужды народного просвещения царское правительство
отпускало мизерные средства. Даже представители царской администрации вынуждены были
признать, что действующие в крае школы охватывали самое незначительное число горцев,
желающих получить образование. «Сколько местностей Кавказа, - писал главноначальствующий
гражданской частью на Кавказе в 1896 г., - где тысячи жителей, стремящихся привести детей к
свету истины, не находят для них место в тесных, темных, бедных народных школах. Сколько есть
людей, жаждущих света и не находящих его» 14. Еще труднее было горцам Северного Кавказа
определить своих детей в среднюю школу, куда, как правило, принимались дети «влиятельных» и
«почетных» горцев. «Старая школа, - указывал В. И. Ленин, - заявляла, что она хочет создать
человека всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было
насквозь лживо, ибо все общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на
эксплуататоров и угнетенных. Естественно, что вся старая школа, будучи целиком пропитана
классовым духом, давала знания только детям буржуазии... В этих школах молодое поколение
рабочих и крестьян натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы
создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем
не тревожили бы ее покоя и безделья» 15. Но несмотря на то, что число школ на Северном Кавказе
было незначительным, а целью царизма была подготовка кадров в духе самодержавия, все же
открытые правительством школы сыграли чрезвычайно важную роль. В. И. Ленин указывал, что
«отрицая старую школу, мы поставили себе задачу взять из нее лишь то, что нам нужно для того,
чтобы добиться настоящего коммунистического образования» 16.
Примечетъские школы. Во второй половине XIX в. на Северном Кавказе продолжало
функционировать, кроме «христианской» в Осетии, большое число мусульманских школ при
мечетях. Ввиду того, что они плохо регистрировались, установить точную численность
примечетьских школ весьма затруднительно. Эти школы (мектебе) возникали в любое время года
в зависимости от желания преподавателя или учащихся и так же легко и неожиданно могли
закрыться. По имеющимся данным, в конце XIX в. в одном Дагестане имелось 879 школ, в
которых обучалось 6239 детей17. Система обучения в них осталась прежней, в чем отчетливо
проявлялся консерватизм конфессиональной системы обучения и господствовавших в них
методов преподавания, реакционная роль духовенства. Правда, в 90-х годах XIX в. делались
безуспешные попытки реформировать религиозную школу, улучшить систему обучения.
Наиболее передовые учителя, такие, как последователь К. Ушинского - А. О. Черняевский,
предлагали ввести в мектебы «преподавание арифметики и, где можно, русского языка». «Ведь
обучают же в закавказских мектебах, - писал он,— персидскому языку...» Почему же не обучать
детей горцев русскому языку, «более нужному им в жизни и по более разумно составленным
учебникам» 18.
Попятно, что эти разумные предложения не могли быть приняты мусульманским
духовенством, в руках которого находились примечетьские школы. Напротив, как отмечает
современник, муллы - единственные учителя этих школ - в своих проповедях «сближению с
русскими приписывают общественные бедствия, как то: неурожаи, засухи, землетрясения и др.
Что же они набьют в голову бедным ученикам? Мусульманская школа и ее учителя - муллы...
стараются способствовать развитию в горцах отчужденности от русских...» 19. Кавказская
администрация, хотя и не вмешивалась в дела примечетьских школ и не поддерживала их
материально, все же за наиболее неблагонадежными преподавателями мектебе и медресе
установила негласный надзор. Однако у кавказской администрации и местного мусульманского
духовенства существовала и сфера общих интересов. Обучая подрастающее поколение в духе
покорности и смирения по отношению к эксплуататорам, всеми силами оберегая школы от
проникновения передовых идей, всего прогрессивного, она способствовала увековечению
социального и национального гнета. Естественно, что подобная деятельность духовенства
соответствовала видам самодержавного правительства.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...