Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Глава 7.2

2. Земельная реформа


Особенности земельной реформы на Северном Кавказе. Важной особенностью реформы на
Северном Кавказе было то, что здесь в отличив от Центральной России она проводилась по этапам
и очень осторожно. Ввиду того что на Северном Кавказе продолжали свою подрывную
деятельность иностранные агенты, усиленно агитируя за переселение местных жителей в Турцию,
открытое наступление на феодальные князей и дворян правительство сочло нежелательным. Оно
хотело, с одной стороны, сохранить классовую солидарность с местной феодальной верхушкой (и
в особенности с теми из них, кто поддерживал Россию), но, с другой - оно также хотело завоевать
симпатии горских крестьян официально поддерживая их естественное стремление к
освобождению от крепостнической зависимости.
Проводя земельную реформу, царское правительство преследовало также цель создать казенный
земельный фонд из «свободных земель». Вместе с этим, желая притупить остроту назревающего
социального конфликта, не допустить открытого выступления вдвойне угнетенного горского
крестьянства, царская администрация заигрывала с горским крестьянством, давая им
многообещающие заверения. Многоплановостью и противоречивостью задач, которые ставило
перед собой царское правительство, во многом объясняется осторожность подхода к реформам на
Северном Кавказе и поэтапный и затяжной характер их осуществления.
Так, еще в 40-х и 50-х годах XIX в. главнокомандующие и наместники Кавказа и местная
администрация принимали, исходя из военного времени, различные меры, направленные на
«успокоение» края. С этой целью были образованы Комиссии Осетинского и Чеченского округов
и Кабардинский и Кумыкский комитеты15. Комиссия Чеченского округа составила проект
размежевания Надтеречного наибства. Осетинская комиссия поддержала требования тагаурских
старшин о признании за ними феодальных прав. Старшин стали именовать алдарами. Некоторые
крестьянские (фарсаглагские) дворы разных аулов были переселены на равнину. Во всех
обществах правительство признавало феодальные права старшин над крестьянами. Но
впоследствии правительство отказалось от этой исходной позиции, признав ее ошибочной. Такую
позицию администрация заняла не только по отношению к осетинским, но и по отношению к
кабардинским, кумыкским и другим феодалам.
В 1853—1856 гг. в Осетии была проведена частичная реформа поземельных отношений. В ходе
размежевания алдары получили наделы из расчета 225 дес. на двор, а крестьяне ~ 37 дес. Причем
наделение землею крестьян затянулось на многие годы.
Земельные комитеты. Комиссии не решили земельный вопрос ни в Чечне, ни в Кабарде, ни в
Осетии, и впоследствии они были упразднены. Взамен их был создан новый «Комитет для разбора
личных и поземельных прав туземцев левого крыла Кавказской линии» под председательством
Граммотина.
Комитет занимался главным образом разбором сословных прав и привилегий горской знати. Для
крестьян было сделано очень мало. Все комиссии и комитеты, действовавшие с 1847 по 1861 г.,
признавали вотчинные права местных феодалов. Они предлагали правительству поддерживать
сложившиеся земельные отношения. До конца 50-х годов правительство, занятое подавлением
движения под руководством Шамиля, соглашалось с этим. Но после поражения Шамиля
участились отступления от этого правила. По признанию наместника Кавказа, накануне реформы
60-х годов «все распоряжения наши по земельным делам, вызванные большею частью лишь
военными соображениями, имели характер временных мер, не могли уже удовлетворить ни видам
правительства, ни потребностям горцев» 16.
В 1861 г. кн. Орбелиани разработал новый проект земельной реформы, который он изложил в
своем «отзыве» на имя военного министра. При выработке проектов земельных реформ наиболее
сложным и спорным оказался вопрос о том, какую систему землевладения принять за основу:
общинную или частнособственническую? По мнению кн. Орбелиани, сельская община имела то
преимущество, что она препятствовала пролетаризации крестьянства; частная же собственность
могла содействовать более совершенному развитию сельского хозяйства Орбелиани предлагал
закрепить за князьями и дворянами определенные земли на правах частной собственности, но с
условием, чтобы они не предъявляли никаких претензии на другие земли, а равным образом и
земли лиц, которых они считали своими вассалами-крепостными. Орбелиани предлагал дать
землю тем лицам, которые по происхождению не принадлежали к высшему сословию, «но своим
усердием и преданностью» принесли царскому правительству «огромную пользу» и в службе
достигли тех чинов и наград, «которые по законам империи дают право дворянства». Таким
образом, князь предложил сочетать общинную форму землевладения с частной. Этот проект в
Петербурге получил одобрение.
В связи с одобрением проекта реформы, представленного кн. Орбелиани, все окружные комитеты
и комиссии, учрежденные в разное время, были упразднены. В мае 1863 г. была создана общая для
Терской области комиссия по разбору личных и поземельных прав, на которую возлагалась задача
выяснения сословных и поземельных прав горского населения Терской области. В связи со
сложностью предстоящих разрешению вопросов, разбросанности разноплеменного населения на
огромной территории и своеобразия социальных отношений и землепользования у разных народов
в каждом округе были созданы отделы комиссии в составе 1-2 членов из этой комиссии,
«депутатов» от народа и начальника округа в качестве председателя. Таким образом, были
образованы отделы: Кумыкский в с. Хасавюрт, Чеченский в Грозном, Осетинский во Владикавказе
и Кабардинский в слободе Нальчик. Результаты работы этих отделов рассматривались в комиссии,
которая и выносила окончательное решение. Комиссия действовала под председательством
известного общественного деятеля, кабардинца Д. С. Кодзокова.
Комиссия взяла за основу своей работы положение о том, что «земля, занимаемая жителями на
плоскости, есть казенная». При таком подходе к земельному вопросу правительство имело
основание считать все занятые горцами земли государственным достоянием и распоряжаться ими
по своему усмотрению.
Первый шаг к реформе на Тереке ознаменовался Положением об управлении Терской областью от
29 мая 1862 г. о введении нового территориального деления на округа и отделы. 29 августа 1863 г.
был провозглашен акт о введении в Кабарде общинного права владения землей. В этом акте
феодалы соглашались пользоваться землей на основе общинного права «по нашим народным
обычаям» 17. Заявив об этом, они рассчитывали по-прежнему получать феодальные повинности с
крестьян, остаться распорядителями, короче говоря, сохранить за собой если не все, то во всяком
случае большинство владельческих прав. Кроме того, кабардинские князья и дворяне просили
закрепить за ними земли, лежащие между реками Золкой и Этоко, и выдать им план и акт на эти
земли.
Правительственный акт от 29 августа 1863 г. Для царского правительства акт от 29 августа 1863
г. был удачным маневром, имевшим целью отвлечь трудящихся от классовой борьбы:
правительство что старая идея общинного пользования землей найдет поддержку у горского
крестьянства. Акт позволял правительству ускорить
государственных податей и освобождение крепостных с наделением их землей: одновременно он
давал возможность награждать землями представителей кабардинской знати, находившихся на
государственной службе. Наконец, акт был выгоден еще и потому, что «инициатива» его
составления принадлежала кабардинским феодалам. Это раз и навсегда избавляло правительство
от каких бы то ни было претензий со стороны кабардинских князей и дворян.
Правительство намеревалось поступить так же с балкарскими и осетинскими феодалами, однако
последние решительно отказались от этого. Там, где подписания акта не удавалось достичь
мирным способом, власти вводили общинное землепользование административным путем.
Разумеется, акт от 29 августа 1863 г. был составлен под определенным нажимом со стороны
областной и окружной администрации. Под давлением комиссии осетинские и балкарские
депутаты заявили, что они для единства тагаурского общества и для прекращения между ними
сословной вражды согласны считать землю общим достоянием всех тагаурских сословий и
владеть ею на общинном праве. Это заявление соответствовало взглядам председателя комиссии
Д. С. Кодзокова, считавшего, что община «предохранит население от совершенной нищеты в
будущем». Поэтому его комиссия для урегулирования взаимоотношений отдельных сословий
осетин признала необходимым ввести и в Осетии общинное владение землей. С мнением
комиссии согласился главнокомандующий Кавказской армией вел. кн. Михаил Николаевич. Из
Тифлиса пришло распоряжение: «Всю плоскостную землю Тагаурского общества распределить в
надел аульского общества». Алдарское сословие включалось в число обывателей, получивших на
двор 40 дес. земли. Алдары могли пользоваться общинной землей наравне со всеми. Те алдары,
которые не соглашались на это, получали земли в Кубанской области в количестве до 300 дес. на
двор. Но введению общинного владения землей мешало разрозненное расположение аулов. Было
признано необходимым укрупнить аулы. В Куртатписком обществе из трех селений было
образовано два: Кадгарон (для христиан) и Ногкау (для мусульман). В Алагирском обществе
оставалось два селения - Ардонское и Салугарданское.
Царское правительство уделяло особое внимание выселению чеченцев и ингушей с гор на
равнину, а также укрупнению кабардинских населенных пунктов. Кроме всего, это облегчало
царизму полицейский надзор над местным населением. Население Кабарды, ранее составлявшее
116 мелких сел, было объединено в 1865 г. в 39 селений, которым было отведено в надел более 300
тыс. дес. земли на общинном владении. Норма подворного надела устанавливалась в 36 дес. Но
фактически 70% крестьянского надела составляли неудобные для обработки земли.
Малоземелье вызывало многочисленные жалобы сельских обществ. Так, например, в прошении
доверенных от общества с. Мисостово говорилось: «В нашем селении 200 дворов с населением
1976 душ обоего пола, так что пахотной земли приходится на душу менее чем по одной с
четвертью десятины. На таком количестве обеспечить семейство довольно трудно». Жители с.
Докшукино указывали в своем прошении от 21 ноября 1870 г., что «под усадьбою и для угодий
наших земля нашего аула почти вся каменистая... так что нет на ней настоящего урожая,
жизненных припасов, и мы через это терпим крайность нужды в содержании семейств своих» 18.
Эти документы типичны для всех горских аулов.
Председатель сословно-поземельной комиссии Д. С. Кодзоков не был согласен с проектом
кавказского наместника о наделе князей и дворян особыми земельными участками.
«Предположения о необходимости надела земли в частную собственность кабардинцев высшего
сословия я не разделяю»,- писал он в своей «Записке о частной собственности в Кабарде», где
изложил свое «особое мнение» о наделе горских феодалов землей. Исходя из него, комиссия
заключала: «Следует ли жертвовать интересами масс в пользу отдельных личностей и какая
польза обделять их землею, а ленивому, малоспособному высшему сословию давать возможность
эксплуатировать трудящийся класс народа» 19. Но вопреки его мнению горские феодалы получили
большие земельные наделы. Из 199 семейств кабардинских князей и дворян 136 получили наделы
от 100 до 300 дес., 23 - от 500 до 1000, а 6 .человек - свыше 1 тыс. дес. В целом за верхушкой было
закреплено более 100 тыс. дес., что составляло треть сельских наделов в Кабарде.
В обязанность Чеченского отдела поземельной комиссии, работавшей в 1864-1869 гг., входило
определить количество земли в округе, выяснить формы землевладения и поземельные права и
провести размежевание земли. Комиссия доказала, что к началу 60-х годов владения чеченских
крестьян «значительно изменились» и к 1858 г. приходилось менее 10 дес. на двор 20.
Размежевание земель. В 1863—1864 гг. было проведено размежевание земли в Надтеречном
наибстве Чечни. Здесь 13 селениям была размежевана земля в общинное владение 3343 дворам из
расчета от 28 до 34 дес. на двор. Кроме того, в наибстве были размежеваны пожалованные в
частную собственность 5 семьям кабардинских и кумыкских феодалов более 19 тыс. дес. земли
(Таймазовым — 6551 дес., Бекович-Чер-касским -- 6312, Алхасовым - 2800, Турловым - 2001,
Эльдаровым - 1400 дес.).
Царское правительство не признало за чеченской и ингушской знатью права «почетного
сословия», мотивируя это тем, что в Чечне и Ингушетии не было оформившейся феодальной
знати. Но образовало «институт частной поземельной собственности» путем «высочайших
пожалований» за личные заслуги царским офицерам и другим частным лицам, оказавшим царским
властям те или иные услуги. Так, Бата Шамурзаев, Арцу Чермаев, Касым Курумов, Турло
Алханов, Ваган Аду получили от 650 до 500 дес. земли каждый, как и десятки других. Это
означало, что феодальная знать и служивые не были обижены. За счет крестьянских земель были
искусственно созданы крупные землевладения. Отобранные ранее земли крестьянам так и не
вернули.
Созданный в 1866 г. Чеченский отдел Терской поземельной комиссии, исследуя поземельные
отношения в Качкалыковском наибстве Чеченского округа, установил, что кумыкские князья и
уздени претендуют на владение в этом наибстве земельными участками площадью 13 400 дес. По
признанию наместника на Кавказе, он, «не входя в строгое юридическое разбирательство прав
кумыкских князей и узденей», признал за ними эти права при «условии безвозмездного выдела из
упомянутых участков половинного количества земли в надел народу, но по тому как производился
раздел земли между владельцами и народом в Кумыкском округе». Исходя из того, что
«закрепление за кумыкскими землевладельцами остальной половины означенных участков крайне
стеснило бы поземельный надел жителей Качкалыковского наибства, правительство решило
выкупить 6700 дес. земли по 3 рубля за тину у кумыкских князей и присоединить их «к общему
коли земель, предназначенных для надела поаульно жителей Чеченского округа» 21.
В 1866 г. в плоскостной Ингушетии было проведено размежевание земель. Еще в I860 г.
наместником Кавказа кн. Барятинским Назрановскому обществу, состоящему из 15 аулов, был
указан надел земли в Назрановском участке из 62807 дес., на котором расположено 15 аулов
(."•715 дворов), кроме этого, при распределении земель к названному обществу были отнесены
еще 4 аула. По признанию наместника, «территория Назрановского участка не может дать
удовлетворительного надела жителям, на ней водворенным», поэтому было добавлено 16 100 дес.
из выкупленных казной у кн. Бекович-Черкасских земель, и эти оба участка были наделены 19
аулам (4295 дворов), что составило в среднем по 18 десятин на двор 22. Далеко не все дворы, даже
не все аулы получили одинаковые наделы. Деятельность Особого временного отдела Терской
поземельной комиссии, созданной в 1866 г. для «уяснения существующих в Чеченском округе
поземельных отношений и составления предложений о равномерном распределении земель этого
округа», особого успеха не имела. Лишь в 1876 г. в 37 плоскостных аулах Чечни было проведено
размежевание земли. Средний надел составлял от 15,5 до 27 дес. на двор23. Таким образом,
земельная реформа в Чечне и Ингушетии затянулась на десятки лет.
В горной Чечне - Аргунском, Ичкерийском и Нагорном округах - и в Горском участке Ингушского
округа земельная реформа так и не была проведена до Великой Октябрьской социалистической
революции 1917 г., хотя все эти десятилетия постоянно работали всевозможные комиссии.
В Кумыкском округе с 1860 по 1867 г. работала сословно-поземельная комиссия, которая на
первом этапе «привела в известность все земли кумыкских землевладельцев», разобрала
земельные споры между ними и определила их личные права. Второй этап подготовки был
посвящен решению крестьянского земельного вопроса. Вокруг этого развернулась острая борьба
между князьями и крестьянами. Вначале князья отказались наделить крестьян землей. Однако
царские власти, опасаясь дальнейшего обострения борьбы крестьян против феодалов, склонили
князей к наделению крестьян землей, как это было сделано и в других районах.
Обсуждались три проекта наделения крестьян землей. Крестьяне потребовали для себя 2/3
феодальной земли, феодалы решили уступить крестьянам 1/3 всей земли, царские власти
предложили компромиссный проект, по которому 3/5 земли предоставить крестьянам без выкупа,
а 2/5 оставить за владетелями. В 1865 г. под давлением администрации феодалы согласились
«предоставить половину земли народу безвозмездно» 24.
Подготовительная работа завершилась утверждением Александром II «Правил» раздела земли
между феодалами и крестьянами Кумыкского округа. Было решено выделить крестьянам
половину владельческой земли без выкупа. На основе «Правил» сословно-поземельная комиссия
приступила к проведению земельной реформы. Перед разделом владельческих земель были
установлены внешние границы округа, окончательно решены споры между самими владельцами.
К межеванию земли, которое продолжалось до 1870 г., комиссия приступила в 1865 г.
В Кумыкском округе около 30 тыс. крестьян (8884 двора) безвыкупно получили 203 123 дес.
земли. За 166 феодалами осталось 184 396 дес. В среднем на каждого феодала приходилось более
1110 дес. Кроме того, в собственности царской казны осталось 20 тыс. дес. земли. В итоге
межевания земли крестьяне получили 52% всей земли, за феодалами
осталось--48/о. На каждого феодала приходилось в 40 раз больше земли, чем на крестьянский
двор. В крестьянский надел входили большей частью неудобные земли - примерно 25%. В
среднем на душу приходилось менее 5 дес. всей земли. Размер пашни в подворном наделе не
превышал 3-4 дес. Земли отводились сельским общинам. Крестьянские дворы получили земли
лишь во временное пользование, как и в России Земли делились не по душам, а по дворам,
независимо от того, из какого числа членов эти дворы состояли.
Размежевание владельческих земель от сельских было закончено к 1870 г. В результате крестьяне
ряда селений лишились выгонов, водопоев, канав. Нередко крестьянские земли оказывались
небольшими островками, окруженными со всех сторон бекской землей. Имелись случаи, когда
целые аулы насильственно переселялись на новые места с земли, оставлявшейся феодалам. Были
лишены права на надел те из чеченцев и дагестанских горцев, которые переселились в Кумыкский
округ после 1859 г., а также 199 дворов горских евреев. Размежевание земель между сельскими
обществами фактически не было проведено, им были указаны лишь временные границы. Проект
распределения земель между сельскими обществами Кумыкского округа так и не был официально
утвержден. Спустя 40 лет начальник Терской области доносил, что эта «проектная карта»
потеряна. Временные границы, указанные в 60-х годах, в большинстве случаев утратились, и это
способствовало столкновению крестьян разных селений из-за границ земельных участков.
В отличие от Кумыкского округа во владениях шамхала, мехтулинского хана не было проведено
размежевание крестьянских земель от феодальных. Размер наделенной земли не был определен,
исключая Присулакское наибство. Земли официально не были за ними закреплены. У крестьян
фактически осталось то количество земли, которое было и их пользовании до реформы.
В основу земельной реформы в Кубанской области были положены те же принципы, что лежали в
основе проведения реформы в Терской области.
В июне 1861 г. командующий войсками Кубанской и Терской областей генерал-адъютант гр.
Евдокимов обнародовал «Положение об устройстве поземельного быта горских племен Кубанской
области». В нем, как и в Терской области, намечалось наделение крупных феодалов большими
земельными латифундиями в индивидуальное потомственное пользование, остальных дворян - от
100 до 200 дес. в фамильное пользование, а крестьян-общинников - по 7 дес. на душу мужского,
пола на правах общинного владения. Однако в нем не предусматривалось наделение землей
холопов и крепостных крестьян; считалось, что «они должны были пользоваться землями из
участков своих господ» 25.
Реформа была начата с наделения землей крупных феодалов ногайского и абазинского народов
Верхне- и Нижне-Кубанских приставств, активно содействовавших осуществлению внутренней
политики царизма.
Составной частью земельной реформы в Кубанской области было ее заселение переселенцами.
Весной 1862 г. гр. Евдокимов подготовил новый проект «Положения о заселении предгорий
западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России». В
нем предполагалось отвести казакам по 20 дес. на душу м. п., а норма надела горцев сокращалась
до 4-5 дес. Граф утверждал, что Для горцев «большой поземельный надел положительно вреден»,
поэтому, по его мнению, «надел этот можно считать весьма изобильным»
В течение 1862-1863 гг. в Урупском и Зеленчукском округах было отмежевано «лицам первой
категории» 27 участков в количестве 55 936 дес.27 Одновременно началось наделение землей
дворянских фамилий, представители которых служили в различных военно-административных
управлениях края. Однако до горского крестьянства в эти годы очередь так и не дошла. В
отношении карачаевцев, больше всех страдавших от безземелья, царская администрация
ограничилась только «дарованием» почти непригодных земель28.
«Положение» 19 февраля 1861 г. было также распространено и на Северо-Западный Кавказ, в
частности на адыгейцев. Учитывая предстоящую отмену крепостного права, правительство сочло
возможным несколько увеличить земельный фонд «лицам третьей категории», а также наделить
крепостных крестьян земельными участками.
7 ноября 1867 г. Кавказский земельный комитет (образован в феврале 1866 г. в Тифлисе) вынес
решение о продолжении работы по наделению землей русского и горского населения Кубанской
области. В результате съемочных и топографических работ, проведенных в течение 1867-1870 гг.,
в Екатеринодарском отделе были отмежеваны 30 крупным царским военным сановникам около 80
тыс. дес., в том числе гр. Евдокимову более 10,5 тыс. дес., генерал-лейтенанту Карцову - более 7,5
тыс. дес. Девяти русским станицам и селам были отмежеваны 60 363 дес. Часть адыгских аулов
получила также землю в общинное владение 29.
В Майкопском отделе 153 русским военным деятелям было отмежевано более 100 тыс. дес.,
горской феодальной знати - около 35 тыс. дес. земли. Были отмежеваны земли и станицам; 4695
семействам, переселившимся в Закубанье, было отведено 1 002 038 дес.
В Баталпашинском отделе большие земельные латифундии получили представители царского
генералитета и горская феодальная знать, которой было выделено около 70 тыс. дес. земель.
Полковник Адиль-Гирей Капланов-Нечев получил 5371 дес., майор князь Эдык Абуков — 2300
дес. и т. д. 26 аульным юртам были отмежеваны 125011 дес. Для карачаевцев было выделено 14
тыс. дес. по долине р. Теберды и 26 тыс. дес. - между Кубанью и Кумой. На этих землях были
основаны новые аулы: Теберда (1868 г.), Каменномостский (1870 г.), Сенты (1870 г.), Мара (1875
г.) и Джегутинский (1883 г.). Как видно, земельный вопрос и здесь решился в пользу офицеров,
чиновников и местных феодалов.
В результате проведения земельной реформы и ликвидации ханств значительно увеличился
земельный фонд, принадлежащий царской казне как за счет земель бывших ханов, так и за счет
захвата крестьянских общинных земель. Из фонда казенной земли, как и раньше, большие участки
предоставлялись администрацией активным проводникам политики, служившим царскому
престолу, из числа местной знати и русских офицеров и чиновников. В результате земельной
реформы, по существу, был создан новый класс помещиков, который был прочно привязан к
колеснице царского самодержавия. Представители этого класса верой и правдой служили царизму.
Введение государственной поземельной повинности. Непосредственным результатом проведения
земельной реформы на Северном Кавказе было введение государственной подати. К обложению
горцев Северного Кавказа государственным налогом власти готовились долго и тщательно, чтобы
не вызвать волнения. По признанию главнокомандующего Кавказской армией, «обложение
податями представляло наибольшие затруднения и требовало наибольшей осторожности как в
самом исполнении, так и в подготовлении к нему населения» «•. И лишь 1865 год был признан
«удойным» для введения податей, исходя из успешных действии комиссии по вопросу наделения
землею и переселения части «беспокойного» населения в Турцию При обложении населения
поземельной повинностью учитывались обеспеченность землей и другие особенности районов.
Горцы Кубанской области платили 3 руб. с двора, равнинной частя Дагестанской области -от 2 до
3 руб., нагорной-1 руб., равнинной части Чечни и Ингушетии - по 3 руб., нагорной части Чечни и
Ингушетии - по 1 руб., в Осетии тагаурцы и куратинцы, живущие на равнине,- 3 руб., нагорные - 1
руб. 50 коп., дигорцы и алагирцы на плоскости - 2 руб., нагорные - 75 коп., Кабардинский округ -
от 3 до 5 руб. (Большая Кабарда - 5 руб., Малая - 3 руб.).
Как видно, самая большая повинность была установлена в Кабардинском округе - 5 руб. с двора, а
самая низкая подать взималась с алагирцев - по 75 коп. При этом состояние двора не принималось
во внимание. Так как платежи разверстывались подымно, феодалы, имущие верхи, владевшие
тысячами голов скота и сотнями десятин посева, платили столько же, сколько и беднейшие
крестьяне. Вся тяжесть налоговой системы ложилась, таким образом, на плечи трудящихся.
Налоговый гнет царизма со временем увеличивался. При введении денежного налога в 1865 г.
власти отмечали, что «настоящий денежный налог есть только основание, на котором должно
быть развито в будущем вся податная система» 31. Дополнением к этому были многочисленные
трудовые и мирские повинности (содержание в исправности дорог, мостов, переправ и плотин,
содержание лошадей для разъездов земской полиции, этапная повинность и т. д.). В то же время
часть горского крестьянства продолжала нести еще и феодальные повинности. Крестьяне
настоятельно требовали отмены феодальных податей и повинностей, усугублявших налоговый
гнет царизма.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...