Мы в Second Life

Ошибка
  • Невозможно загрузить ленту новостей

Глава 6.1

Глава 6 КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (до 1861 г.)
1. Роль Кавказа в передовой культуре России


Вхождение народов Северного Кавказа и Закавказья в состав России привело к более тесному
взаимодействию культуры России и кавказских народов.
На Северном Кавказе влияние русской культуры стало сказываться позднее, чем в Закавказье
(особенно в Грузии и Армении, издавна имевших более тесные культурные связи с Россией). Но и
Северный Кавказ - ранее всего Кабарда и Осетия, - вовлекался в орбиту культурного влияния
России, и процесс этот был взаимным. Между культурой передовой России и лучшими сторонами
культуры народов Кавказа шло взаимообогащение. Вхождение кавказских народов в состав
России наложило неповторимый отпечаток на русскую культуру - литературу, искусство,
общественную мысль, - расширило горизонты познания, внесло мощную струю новых
впечатлений в жизнь народов Кавказа, их материальной и духовной жизни. В сложной и
противоречивой действительности можно было видеть, как позитивные черты культуры этих
народов переплетались с реакционными феодальными порядками, межплеменными и родовыми
распрями, древними и нередко кровавыми обычаями.
Социально-политическая реальность Кавказа, образ жизни горских народов, события войн России
с шахским Ираном и Османской империей предстали перед русскими передовыми людьми
(ссыльными декабристами, писателями и художниками) на фоне величественной и мятежной
природы - громад снежных гор, бездонных ущелий, бурных потоков, могучих скал и тяжких
обвалов. На восприятие Кавказа накладывали свой отпечаток неспокойная пора кризиса
крепостничества и самодержавия и наступившего после 14 декабря 1825 г. вовлечения России в
общеевропейское революционное движение, впечатления от трагической судьбы декабристов. Под
воздействием тревожно-романтического осознания действительности, а затем и реалистического
направления в литературе и искусстве кавказские события находили отражение не только в
официальных военных и канцелярских реляциях правительству. Бурная жизнь на Кавказе вносила
новую мощную струю в образ мысли и художественное творчество передовых русских людей,
обогащала новыми впечатлениями освободительные стремления русских писателей и сосланных
декабристов, произвела неизгладимое воздействие на А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, Л. Н. Толстого и других выдающихся людей России. Таким образом, речь идет о
явлении, далеко выходившем за рамки местных связей между русским населением на Северном
Кавказе и горскими народами 1.
Среди величественных просторов кавказской природы возникало особое ощущение свободы. М.
Ю. Лермонтов писал:
Взбирался я на гордые скалы,
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам2.
С Кавказом слился мятежный лермонтовский образ «Демона» -духа «отрицания» и «сомнения».
Наблюдая действия царских властей на Кавказе, передовые люди еще сильнее ощущали глет
официального Петербурга и самодержавия, мешавших проявлению прогрессивных последствии
продвижения России на Кавказ. А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой осуждали
произвол над местными жителями и жестокости, совершавшиеся царскими генералами и
офицерами во время военных походов. Освободительные стремления вскипали и тогда, когда
передовые русские люди видели своевластие и насилия местных феодалов Кавказа, наблюдали
варварский деспотизм шахского Ирана и Османской империи, кровавые деяния местных ханов (на
рынках всюду попадались изувеченные ханами люди - ослепленные, лишенные руки, ноги пли
языка). Везде можно было видеть губительные последствия работорговли, феодальных и
родоплеменных междоусобий, религиозного фанатизма и «газавата», кровной мести и бесправия
женщин.
Но там же, на Кавказе, ссыльные декабристы и великие русские писатели узнали гордый и
независимый дух горских народов, их храбрость и отвагу, бесстрашие перед смертью на поле боя,
верность дружбе и обычаям, гостеприимство, поэтические предания горцев, их песни, пляски,
художественное ремесло. Все эти впечатления будили уважение и симпатии к горским народам,
усиливали романтические порывы русской общественной мысли, литературы, музыки, живописи,
плененной могучею кавказскою природой3 Свободолюбие горцев вызывало ответные чувства
прогрессивных людей России. История взаимодействия передовой культуры России и народов
Кавказа подтверждает замечательную мысль К. Маркса: «Всякая нация может п должна учиться у
других»4.
Уже отмечалось, что ссыльные декабристы и многие русские писатели осуждали военно-
феодальные методы политики самодержавия на Кавказе и жестокое самовластие местных
феодалов. Декабрист А. И. Якубович, служивший на Кавказе с 1818 по 1824 г., в походных
записках отмечал не только вольнолюбие, храбрость, но и трудолюбие горцев, что не отвечало
официальному взгляду на них как «хищников», склонных лишь к грабежу и разбоям. Якубович
писал о негативном влиянии на горцев религиозного фанатизма п «кровавых обычаев»5. Генерал
Раевский порицал карательные действия царских войск, сравнивал их с бедствиями
«первоначального завоевания Америки испанцами»6.
Ссыльные декабристы и многие русские писатели противопоставляло политике самодержавия на
Кавказе умеренно-либеральные мирные способы подъема хозяйственной жизни народов Кавказа,
распространение среди них просвещения, понимали значение связей горцев с Россией. Уже было
сказано, что такие проекты выдвигал А. С. Грибоедов, особенно для Закавказья.
Великие русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов мечтали не о военном «покорении»
Кавказа, а о будущих мирных и дружелюбных отношениях русского и горских народов, чего не
могло быть в ту пору, когда в России господствовал царизм, а на Кавказе процветали феодальные
распри и набеги. Романтические поэмы Пушкина и Лермонтова о Кавказском пленнике создали
гуманистический образ юной черкешенки, любовь и доброта которой превозмогает враждебность
горцев к пленному русскому. Они призывали к преодолению межплеменной и религиозной резни,
жестоких обычаев кровомщения7.
Кавказ вдохновил многие свободолюбивые произведения русской литературы. Об этом писали
Пушкин и великие русские революционные демократы. Известны замечательные слова В. Г.
Белинского: «Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических
талантов. С Кавказом соединились судьбы великого русского поэта М. Ю. Лермонтова — на
недоступных вершинах Кавказа, увенчанных вечным снегом, находит он своп Парнасе; в его
свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский
Ключ, свою Ипокрену»8. Н. П. Огарев видел в Кавказе «приют российского свободомыслия».
В 1852 г. Л. Н. Толстой дал реалистическое описание жизни русских казаков на Тереке, их мирных
занятии, нарушаемых нападениями чеченцев и ответными вылазками против них. Великий
писатель противопоставлял жизнь казаков нравам испорченного светского общества, заставил
читателя ощутить всю ненужность и трагические последствия столкновений между казаками и
чеченцами. повести «Хаджи Мурат», Толстой раскрыл сложную судьбу одного из отошедших от
Шамиля его соратников, показал некоторые черты имамата Шамиля в ту пору, когда уже угасали
освободительные потенции горского движения. Николая I великий писатель изобразил
безжалостным и распутным деспотом, творившим зло руками равнодушных и лицемерных
сановников.
Известно, что сопротивление горцев политике царизма вызывало горячие симпатии великого
украинского революционного поэта-демократа Т. Г. Шевченко. Большое внимание кавказским
событиям уделял Н. А. Добролюбов. В статье «О значении наших подвигов на Кавказе»
(«Современник», 1859) он впервые в русской публицистике дал глубокое освещение причин и
характера движения горцев на Северном Кавказе.
Образы Кавказа внесли новые мотивы в русскую живопись. Замечательными творениями
являются полные поэзии рисунки и картины поэта М. Ю. Лермонтова, полотна художников П. 3.
Захарова-Чеченца, Г. Г. Гагарина, Ф. А. Рубо, Е. А. Лансере, В. В. Верещагина, созданные уже во
второй половине XIX в. Музыкальные мелодии и пляски Кавказа обогатили русскую онеру и
балет, о чем говорят произведения М. И. Глинки, Н. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи
и других композиторов. Место Кавказа и горских его народов в культуре России велико. Оно еще
далеко не полностью раскрыто в исторических трудах и должно стать предметом специальных
исследований.
Обогатившись кавказскими влияниями, русская культура, со своей стороны, оказывала всэ более
сильное воздействие на культуру горских народов Кавказа. С вовлечением народов Северного
Кавказа в экономическую, политическую и культурную жизнь России видоизменялась и их
богатая самобытная культура. Процесс этот был медленным, но уже в дореформенный период XIX
в. привел к заметным результатам, в которых также надо объективно различать как передовые, так
и отрицательные явления.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)

Ашрыкъ (кукурузный суп)     Это очень старый суп с языческими корнями, традиционно его готовили весн...

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом

Фасолевый суп с вяленым мясом     В кабардинской кухне есть два интересных и любимых мною рецепта: ф...

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)

Джэшлибжэ (фасолевый соус по-кабардински)     В кабардинской кухне изначально было не очень много бл...

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)

Картофлибжэ (мясной соус с картофелем по-кабардински)     Cуществуют несколько разновидностей Либжэ ...

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)

Либжэ (мясо тушеное по-кабардински)     Адыги мясо готовят преимущественно в натуральном виде - варя...

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)

Гедлибже (курица в сметане по-кабардински)     Гедлибже - национальное кабардинское блюдо. Своеобраз...

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)

Паста (мамалыга)     Многие называют мамалыгу (паста по-кабардински, абыста по-абхазски) крутой каше...

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)

Джэд ла (курица в тесте)     Джэд ла (курица в тесте) - национальное блюдо, которое легкое в изготов...

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб

Сладкий слоеный хлеб     Слоеный кабардинский хлеб - очень популярное лакомство, представлено двумя ...

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)

Кхъуей дэлэн (пироги с ботвой)     Из множества кабардинских пирогов (дэлэн) мой самый любимый вариа...

Кухня кабардинцев

Кухня кабардинцев

Лягур (мясо вяленое) Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или вяленое мясо...

Лакумы

Лакумы

Лакумы   Лакумы это пышки, которые готовятся в большом количестве кипящего растительного масла - во фритюре. ...

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)

Лягур (мясо вяленое)   Визитной карточкой кабардинской кухни (помимо гедлибже) является лягур - сушеное или в...